яковлева татьяна
Роль воспитателя в предупреждении и коррекции нарушений речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль воспитателя в предупреждении и коррекции нарушений речи у дошкольников
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.
Мозг, новорожденного ребенка устроен так, что от природы «обучены» только нервные клетки, предназначенные для самого простого – ощущений. Поэтому маленький ребенок чувствует боль, тепло, холод, морщится от резких запахов, горькой еды, вздрагивает от шума, видит свет. Остальные нервные клетки мозга изначально «молчат». Им еще нужно научиться действовать, а значит созреть. Это требование относится и к речевым клеткам, которые в процесс созревания вступают практически первыми. Эти простые клетки ощущений накапливают определенный опыт в познании какого-либо предмета, и ребенок становится способным обозначить предмет словом. Так постепенно на основе речи происходит становление восприятия, памяти, мышления. Речь – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции – сравнение, обобщение и другие – развиваются и совершенствуются в процессе развития речи. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Чем выше становится уровень развития речи, тем совершеннее высшие психические функции. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Публикация «Роль воспитателя в предупреждении и коррекции нарушений речи у дошкольников» размещена в разделах
При расстройствах речи возникает множество так называемых вторичных дефектов, искажение психического развития ребенка в целом.
Доказывается это утверждение на примере регулирующей функции речи. Формирование данной функции приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого. При ее недоразвитии действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, поведение, ребенок легко отвлекается, не замечает своих ошибок. А так как сейчас в среднем по России около 65 % детей с отклонениями в развитии речи, поэтому так много детей и с отклонениями в поведении.
Кроме этого, ребенок с нарушениями речи – это ребенок нездоровый, потому что речевые расстройства, чаще всего, обусловлены болезненным состоянием нервной системы, т. е. ребенок с недоразвитием речи – это ребенок с неврологическими проблемами.
В связи с этим даже если речь отстает в своем развитии на 2-4 месяца, то это неизбежно отразится на становлении психических процессов в целом. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации к школе.
В настоящее время специалисты отмечают резкое увеличение числа детей с отклонениями в развитии речи. 85 % детей, рожденных после 1991 года, имеют неврологические проблемы. Причинами признаются ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, патология беременности и родов, остро стоит проблема несовершенства родовспоможения, ранней диагностики отклонений в развитии ребенка, отсутствие полноценного общения с ребенком в семье.
Из этого следует, что профилактика речевых нарушений и собственно речевые нарушения у детей должны стать объектом особого внимания и адекватного воздействия не только со стороны специалиста, учителя-логопеда, но и со стороны воспитателя. При отсутствии логопеда роль воспитателя становится ведущей, а оговариваемый вид деятельности выступает в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса. Фактически проводимые воспитателем занятия с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, могут расцениваться как одна из вероятных моделей логопедической работы, интегрируя в себе формы и средства собственно педагогической работы по развитию речи и элементы сугубо логопедического воздействия, причем и те и другие претерпевают качественные изменения.
Таким образом, речь идет о логопедизации жизни дошкольника в ДОУ и семье, что оправдано стремительно растущим количеством детей с речевой патологией, приобретающим массовый характер.
Рассмотрим, как следует истолковывать совокупность действий воспитателя, ориентированных на профилактику и коррекцию речевых нарушений.
С этой целью в первую очередь должна быть организована полноценная речевая среда.
Чтобы речь ребенка развивалась, надо с ним разговаривать. Только тогда речевые клетки в коре головного мозга начинают созревать, если же они не получают полноценных стимулов, они затормаживают свое развитие. Чем богаче языковое окружение, тем активнее развивается речь ребенка, тем больше его пассивный и активный словарь. Богатая языковая среда усиливает развитие малыша. Ребенок слышит речь, ее ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по аналогии начинает пользоваться ими в речи. Но ребенок не только имитатор, он - творческий участник овладения языком, создает свои новые, уникальные высказывания. На данный процесс необходимо целенаправленное влияние. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, причем к речи воспитателя предъявляются особые требования; чтение произведений художественной литературы, театрализованная деятельность. В условиях дошкольного учреждения у педагога есть возможность привлекать и акцентировать внимание на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; вести просветительскую работу с родителями.
Кроме собственно речевой среды особую значимость приобретает организация предметно-развивающей среды групповой комнаты, в состав которой входит коррекционный уголок. Его оборудование включает игровой, дидактический и наглядный материал. С его помощью педагог может создать условия для коррекции отклонений в развитии речи, стимуляции речевой деятельности. Материал целесообразнее подбирать соответственно программному содержанию, теме, которая изучается на других занятиях.
Собственно к приемам логопедического воздействия, которые может включить в свою деятельность воспитатель, относится организация работы по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания и проведение логопедического массажа.
При проведении артикуляционной гимнастики целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки звуков, а универсальные пропедевтические комплексы упражнений.
Делать артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий 3-5 минут. Каждое упражнение повторяется 6-8 раз.
Отличным дополнением к артикуляционной гимнастике будет проведение логопедического массажа, который увеличивает силу и эластичность речевых мышц Простые приемы массажа доступны каждому, дают хороший результат при систематическом выполнении, который проявляется в улучшении звукопроизношения.
Также пристального внимания заслуживает развитие речевого дыхания, на базе которого формируется не только правильное звукопроизношение, но и вся речь в целом. Полезно ежедневно проводить дыхательные упражнения и игры.
Неспецифическим, но сильным и действенным методом воздействия собственно на речевой дефект, а тем более в плане предупреждения нарушений речи является организация работы по развитию мелкого моторного праксиса.
У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием дифференцированных движений пальцев рук. Экспериментально доказано, что при тренировке, массаже кистей рук, пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной.
Сотрудниками НИИ физиологии детей и подростков установлено:
- около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны;
- работа над движениями пальцев рук действительно симулирует созревание ЦНС, что проявляется в ускорении развития речи ребенка.
Ученые доказали, что двигательная проекция кисти руки в коре главного мозга есть еще одна речевая зона мозга. Значит, имеются все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат.
Именно поэтому активнее следует включать в работу с детьми упражнения, гимнастики, массажи для пальцев кистей рук. Полезны упражнения с предметами : каучуковыми мячами, прищепками, проволокой, медными монетами, веревочками.
Все эти мероприятия следует органично ввести в режим пребывания ребенка в ДОУ. Рассмотрим коррекционные возможности режимных моментов.
Логопедический массаж и артикуляционную гимнастику следует проводить утром, до завтрака, здесь уместно включение пальчиковых игр, дыхательных упражнений. При проведении динамических пауз на занятиях можно использовать не только упражнения для общей моторики, но и мимические, дыхательные.
Таким образом, качественное овладение педагогами ДОУ таким широким спектром профессионально значимых знаний и умений в сочетании с творческим подходом к их применению в условиях общеобразовательной группы детского сада выводит деятельность воспитателя на новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики.