МААМ-картинки

Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей

Наталия Довгань
Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника. Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В дошкольных средних и высших учебных заведениях будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку : учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания.

Публикация «Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей» размещена в разделах

Педагогу-воспитателю необходимо :

- Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

- Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

- Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

- Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

- Разучивать движения с отстающими детьми.

- Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств. - Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

- Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

- Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

- Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. - Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

- Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

- Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

- Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

- Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

- Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

- Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

- Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений. Роль воспитателя на музыкальном занятии Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки :

- Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

- Следит за дисциплиной;

- Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

- В распевании не участвует

- Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

- Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

- При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

- Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры :

- Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

- Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

- Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

- Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

- Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

- Берет одну из ролей в сюжетной игре.

- Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия. Рассмотрим еще одну важную форму музыкально–эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива. Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса. Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов, во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа. Воспитатели, не выступающие в каких – либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как дети воспринимают то или иное выступление. Поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры и исполнении танца. После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель должен стремиться закрепить эти впечатления, связывая их с тематикой своих занятий. Он предлагает детям нарисовать или вылепить понравившегося героя, придумать новый сюжет с персонажами утренника, проводит беседы, повторяет в группе и на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы. Воспитатель может самостоятельно разучить с детьми игру, поставить небольшое театрализованное представление, которые затем могут быть включены в музыкальное занятие или в программу праздничного утренника. Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе :

1. Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.

2. Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.). В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю-баю» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей. В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать, может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.

3. Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различию основных свойств музыкального звука : «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тишегромче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р. Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А. Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки-ладушки», П. И. Чайковского («Новая кукла») и другие. На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях : танец-игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки-туки-туки», пальчиковые речевые игры. Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П. И. Чайковского, А. Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С. М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день. Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И. Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе и т. д.) Т. о., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки, в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительноиллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Используемая литература: Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»; А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении»; Т. С. Бабаджан «Музыкальное воспитание детей раннего возраста»; Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»; С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение»; Журнал «Справочник музыкального руководителя»; М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»; М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду».

Публикации по теме:

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной группы «Осеннее дерево»Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной группы «Осеннее дерево» Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе» Воспитатель всегда знает, чем занять и как увлечь малыша, помочь ему справиться с расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют,.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Консультация «Роль голоса в работе воспитателя» В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада важная роль отводится умению владеть своим голосом. Гибкий, послушный,.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 МартаРоль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 Марта Задачи, которые ставятся в процессе коллективной творческой деятельности: - практическая направленность; - коллективная организация;.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей
Опубликовано: 19 января 2020 в 22:25
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Довгань (УИ 338580) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД