Потяркина Елена Викторовна
Роль воспитателя дошкольного учреждения в развитии детей с нарушением речи с учетом особенностей их психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Роль воспитателя дошкольного учреждения в развитии детей с нарушением речи с учетом особенностей их психического развития.
(Консультация для педагогов - воспитателей)
1. Особенности психического развития детей с ТНР
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Публикация «Роль воспитателя дошкольного учреждения в развитии детей с нарушением речи с учетом особенностей их психического развития» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы - недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции.
Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально - волевой сфере.
Рассматривая факторы нарушений речи, мы понимаем, что физиологический показатель в первую очередь затрудняет получение академического образования (чтение, письмо). В дошкольном возрасте ОВЗ становятся причиной отсутствия социального контакта, что негативно сказывается на психическом развитие ребенка. В виду аутизированности дошкольнику тяжело познавать мир.
2. Роль воспитателя в развитии детей с нарушением речи.
Наряду с решением общих задач основной образовательной программы ДОУ воспитатель осуществляет специальные коррекционные задачи, которые состоят в формировании положительных навыков общего и речевого поведения, развитии речи и закреплении навыков пользования доступной активной самостоятельной речью. Как и в общеобразовательной группе, воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Воспитатель совершенствует навыки общения детей друг с другом, подсказывает ребенку, как лучше это сделать. Коррекционно-воспитательную работу воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (во время основной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности педагога и ребенка (коррекционный час, а также с семьями по реализации общеобразовательной программы ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья). Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к групповому коррекционному занятию. При наблюдении за объектами окружающей действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации. Эта работа одновременно является основой для проведения речевых упражнений на групповых логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся речевых навыков детей. Именно воспитатель знакомит детей с образом жизни животных, птиц: их способами добывать пищу, строить жилье, спасаться от врагов; с местами произрастания различных овощей и фруктов, деревьев и кустарников, цветов и грибов; условиями жизни людей различных регионов и т. д. Воспитатель расширяет представления детей о предметах окружающей действительности: учит наблюдать за предметами, вычленять и называть их существенные признаки (например, длинные уши - у зайца, видеть и различать основные цвета, величину и форму предметов. Формирование речи и закрепление речевых навыков д детей проводится воспитателем во время следующих режимных моментов: одевание после сна и на прогулку; раздевание после прогулки и перед сном, во время умывания перед любым приемом пищи; дежурство; в процессе наблюдений в уголке природы и на прогулке, индивидуальных игр и т. д. Во время режимных моментов следует предусматривать две формы общения: речь, организованная по инициативе взрослых, и речь, возникающая по инициативе детей. В этом процессе обязательно участвует помощник воспитателя (в средней группе, особенно на первом году обучения, и логопед). Во всех режимных моментах формирование организованной разговорной речи у детей проводится воспитателем с учетом речевых навыков, приобретенных на соответствующих этапах обучения, индивидуальных особенностей произвольной деятельности каждого ребенка. Кроме речи, организованной по побуждению взрослых, поощряется инициативная речь детей. В таких случаях следует не останавливать детей, подавляя их желание высказаться, а, наоборот, поддерживать инициативу, развивать содержание разговора вопросами, вызывать интерес к теме разговора, углублять понимание темы, вовлекать и других детей в обсуждение темы. Так же как и логопед, воспитатель обследует детей в первые две недели сентября в целях выявления уровня всех видов деятельности, а также навыков самообслуживания.
Особое внимание воспитатель уделяет развитию восприятия, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления. При развитии познавательных интересов детей, учитывается своеобразное отставание в формировании познавательной активности. Поэтому, необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие логического мышления, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, оптико-пространственных представлений. Широко используются сравнения, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам, и т. д. ; выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок). Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя поможет предупредить появление стойких нежелательных отклонений в поведении, сформировать в группе коллективные, социально-приемлемые отношения. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедической индивидуальной работе, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях – направлена на закрепление результатов, достигнутых в процессе НОД по коррекции речи.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и др.
Речь самого воспитателя служит образцом для детей с речевыми нарушениями: четкая, предельно внятная, хорошо интонированная, выразительная, с исключением оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, затруднения в коммуникативном общении, самоконтроля собственной речи.
Формирование лексического запаса и грамматических категорий в процессе НОД и режимных моментах осуществляется поэтапно:
• знакомство непосредственно с изучаемым явлением;
• понимание словесных обозначений этих явлений с помощью правильного образца речи воспитателя;
• организация речевой практики детей для закрепления словесных обозначений этого явления в активной речи.
Для этого используются рассказы, чтение тестов, рассматривание картинок, беседы по вопросам, рассказы по образцу, различные дидактические игры. Основными методическими приемами являются: показ предмета и его называние, рассматривание предмета, показ действий с предметами и их называние, выполнение словесных инструкций, комментирование действий, побуждение к действиям, многократное повторение речевого материала и др.
Специфика работы воспитателя включает организацию и проведение индивидуальной образовательной деятельности (ИОД) по заданию учителя-логопеда. Это индивидуальные или подгрупповые игры и упражнения во второй половине дня (закрепление хорошо поставленных звуков на различном речевом материале, повторение стихов, рассказов, упражнения на развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза). Также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики и графомоторных навыков.
Большое значение для речевого, умственного и физического развития дошкольника с тяжелыми нарушениями речи имеет игра. В играх дети учатся сравнивать предметы по форме, величине, цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены. В подвижных играх удовлетворяется потребность детей в движениях, развивается координация, выносливость, точность. В сюжетно-ролевых и играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, овладевают выдержкой и решительностью, навыками общения со сверстниками, активной речью. Немаловажное значение для развития речевых навыков имеет изобразительная деятельность. Работа с бумагой, красками, пластилином, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения, а отражение и углубление представлений у детей об окружающих предметах, проявление умственной и речевой активности. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с предметом, действием, признаком, усвоения приставочных глаголов (отрезал, вырезал, разрезал и т. д.).
Методы работы с детьми с ТНР
• Индивидуализация – главный метод работы с детьми с ТНР
• Показ предмета и его называние, рассматривание предмета, показ действий с предметами и их называние, выполнение словесных инструкций, комментирование действий, побуждение к действиям, многократное повторение речевого материала, неоднократное прослушивание текста с одновременным зрительным или видео сопровождением его и др.
• Использование дидактических игр, сказок, картинок, таблиц, раскрасок и т. д
• Проигрывание детьми сюжетов, практических ролей, жизненных ситуаций
• Развитие мелкой моторики детей.
• Подвижные игры как способ развития координации движений, ориентации в пространстве
Современные технологии работы с детьми с ТНР
• Здоровьесберегающие - технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
• Технология развивающего обучения
• Метод проектов
• Развитие исследовательских умений
• Технология проблемного обучения в детском саду
• Игровая технология. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.