Лучший педагог года

Роль воспитателя дошкольного учреждения в развитии детей с нарушением речи с учетом особенностей их психического развития

Потяркина Елена Викторовна
Роль воспитателя дошкольного учреждения в развитии детей с нарушением речи с учетом особенностей их психического развития

Роль воспитателя дошкольного учреждения в развитии детей с нарушением речи с учетом особенностей их психического развития.

(Консультация для педагогов - воспитателей)

1. Особенности психического развития детей с ТНР

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Публикация «Роль воспитателя дошкольного учреждения в развитии детей с нарушением речи с учетом особенностей их психического развития» размещена в разделах

У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы - недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции.

Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально - волевой сфере.

Рассматривая факторы нарушений речи, мы понимаем, что физиологический показатель в первую очередь затрудняет получение академического образования (чтение, письмо). В дошкольном возрасте ОВЗ становятся причиной отсутствия социального контакта, что негативно сказывается на психическом развитие ребенка. В виду аутизированности дошкольнику тяжело познавать мир.

2. Роль воспитателя в развитии детей с нарушением речи.

Наряду с решением общих задач основной образовательной программы ДОУ воспитатель осуществляет специальные коррекционные задачи, которые состоят в формировании положительных навыков общего и речевого поведения, развитии речи и закреплении навыков пользования доступной активной самостоятельной речью. Как и в общеобразовательной группе, воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Воспитатель совершенствует навыки общения детей друг с другом, подсказывает ребенку, как лучше это сделать. Коррекционно-воспитательную работу воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (во время основной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности педагога и ребенка (коррекционный час, а также с семьями по реализации общеобразовательной программы ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья). Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к групповому коррекционному занятию. При наблюдении за объектами окружающей действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации. Эта работа одновременно является основой для проведения речевых упражнений на групповых логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся речевых навыков детей. Именно воспитатель знакомит детей с образом жизни животных, птиц: их способами добывать пищу, строить жилье, спасаться от врагов; с местами произрастания различных овощей и фруктов, деревьев и кустарников, цветов и грибов; условиями жизни людей различных регионов и т. д. Воспитатель расширяет представления детей о предметах окружающей действительности: учит наблюдать за предметами, вычленять и называть их существенные признаки (например, длинные уши - у зайца, видеть и различать основные цвета, величину и форму предметов. Формирование речи и закрепление речевых навыков д детей проводится воспитателем во время следующих режимных моментов: одевание после сна и на прогулку; раздевание после прогулки и перед сном, во время умывания перед любым приемом пищи; дежурство; в процессе наблюдений в уголке природы и на прогулке, индивидуальных игр и т. д. Во время режимных моментов следует предусматривать две формы общения: речь, организованная по инициативе взрослых, и речь, возникающая по инициативе детей. В этом процессе обязательно участвует помощник воспитателя (в средней группе, особенно на первом году обучения, и логопед). Во всех режимных моментах формирование организованной разговорной речи у детей проводится воспитателем с учетом речевых навыков, приобретенных на соответствующих этапах обучения, индивидуальных особенностей произвольной деятельности каждого ребенка. Кроме речи, организованной по побуждению взрослых, поощряется инициативная речь детей. В таких случаях следует не останавливать детей, подавляя их желание высказаться, а, наоборот, поддерживать инициативу, развивать содержание разговора вопросами, вызывать интерес к теме разговора, углублять понимание темы, вовлекать и других детей в обсуждение темы. Так же как и логопед, воспитатель обследует детей в первые две недели сентября в целях выявления уровня всех видов деятельности, а также навыков самообслуживания.

Особое внимание воспитатель уделяет развитию восприятия, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления. При развитии познавательных интересов детей, учитывается своеобразное отставание в формировании познавательной активности. Поэтому, необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие логического мышления, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, оптико-пространственных представлений. Широко используются сравнения, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам, и т. д. ; выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок). Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя поможет предупредить появление стойких нежелательных отклонений в поведении, сформировать в группе коллективные, социально-приемлемые отношения. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедической индивидуальной работе, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях – направлена на закрепление результатов, достигнутых в процессе НОД по коррекции речи.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и др.

Речь самого воспитателя служит образцом для детей с речевыми нарушениями: четкая, предельно внятная, хорошо интонированная, выразительная, с исключением оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, затруднения в коммуникативном общении, самоконтроля собственной речи.

Формирование лексического запаса и грамматических категорий в процессе НОД и режимных моментах осуществляется поэтапно:

• знакомство непосредственно с изучаемым явлением;

• понимание словесных обозначений этих явлений с помощью правильного образца речи воспитателя;

• организация речевой практики детей для закрепления словесных обозначений этого явления в активной речи.

Для этого используются рассказы, чтение тестов, рассматривание картинок, беседы по вопросам, рассказы по образцу, различные дидактические игры. Основными методическими приемами являются: показ предмета и его называние, рассматривание предмета, показ действий с предметами и их называние, выполнение словесных инструкций, комментирование действий, побуждение к действиям, многократное повторение речевого материала и др.

Специфика работы воспитателя включает организацию и проведение индивидуальной образовательной деятельности (ИОД) по заданию учителя-логопеда. Это индивидуальные или подгрупповые игры и упражнения во второй половине дня (закрепление хорошо поставленных звуков на различном речевом материале, повторение стихов, рассказов, упражнения на развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза). Также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики и графомоторных навыков.

Большое значение для речевого, умственного и физического развития дошкольника с тяжелыми нарушениями речи имеет игра. В играх дети учатся сравнивать предметы по форме, величине, цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены. В подвижных играх удовлетворяется потребность детей в движениях, развивается координация, выносливость, точность. В сюжетно-ролевых и играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, овладевают выдержкой и решительностью, навыками общения со сверстниками, активной речью. Немаловажное значение для развития речевых навыков имеет изобразительная деятельность. Работа с бумагой, красками, пластилином, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения, а отражение и углубление представлений у детей об окружающих предметах, проявление умственной и речевой активности. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с предметом, действием, признаком, усвоения приставочных глаголов (отрезал, вырезал, разрезал и т. д.).

Методы работы с детьми с ТНР

• Индивидуализация – главный метод работы с детьми с ТНР

• Показ предмета и его называние, рассматривание предмета, показ действий с предметами и их называние, выполнение словесных инструкций, комментирование действий, побуждение к действиям, многократное повторение речевого материала, неоднократное прослушивание текста с одновременным зрительным или видео сопровождением его и др.

• Использование дидактических игр, сказок, картинок, таблиц, раскрасок и т. д

• Проигрывание детьми сюжетов, практических ролей, жизненных ситуаций

• Развитие мелкой моторики детей.

• Подвижные игры как способ развития координации движений, ориентации в пространстве

Современные технологии работы с детьми с ТНР

• Здоровьесберегающие - технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

• Технология развивающего обучения

• Метод проектов

• Развитие исследовательских умений

• Технология проблемного обучения в детском саду

• Игровая технология. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль воспитателя дошкольного учреждения в развитии детей с нарушением речи с учетом особенностей их психического развития
Опубликовано: 22 декабря 2022 в 19:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД