Алла Белогородская
Роль ТРИЗ в развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество является постоянным спутником в жизни детей и их развития. Особое внимание уделяем дошкольному периоду жизни. Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребенка. В этот период раскрывается творческий потенциал, формируются базовые представления детей. Самым интересным, привлекательным и любимым занятием для дошкольников это рисование, так как оно дает возможность ребенку передать свои впечатления об окружающем мире. Этот процесс самовыражения вызывает у дошкольников чувство радости и удовольствия. Дети начинают рисовать где попало и чем попало и это им доставляет огромное удовольствие и радость, но мы, взрослые очень быстро выбрасываем испорченные вещи (обои, шторы, вещи). А ведь рисование оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка и его потенциала. По этой причине постарайтесь взять себя в руки и не ругайте ребенка за то, что его творчество выходит за рамки дозволенного. Помогите ребенку направить развитие своего таланта в нужное русло. Очень важна связь рисования с мышлением ребенка, так как в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику. Это творчество учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать, развивать фантазию. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса представлений об окружающем мире. Рисование влияет на формирование активного словаря и связной речи у ребенка. Именно, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, оттенков цветов, пространственных обозначений способствуют обогащению речевого развития малыша. Приобщаясь к рисованию, ребенок учится наблюдать и различать красоту окружающего мира в красках. Таким оброзом, ребенок открывает для себя, что- ночь может быть не только темной — пугающей, но и лунной, волшебной. Золотая осень бывает восхитительно — красивой, а поздняя — холодной и унылой. О зиме можно сказать — холодная и сердитая или теплая, снежная, пушистая и многое другое. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.
Публикация «Роль ТРИЗ в развитие дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве. Многие ученые, педагоги, психологи пробуют по — новому оценить традиционные подходы к развитию творчества у детей дошкольного возраста. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают» и обогащают. В результате поисков и открытий детская деятельность становится все более свободной, радостной и успешной.) Поистине удивительным феноменом детского периода жизни является игровая деятельность, посредством которой дошкольники познают окружающий мир, обучаются и развиваются. Особое внимание следует уделить непосредственной образовательной деятельности, которую с учетом возрастных особенностей дошкольников, нужно проводить в сказочно-игровой форме. Методика работы с детьми должна быть построена таким образом, чтобы, наряду с получением новых представлений, умений и навыков с помощью творчества и детской изобразительной деятельности, у ребенка формировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, которая помогает ребенку реализоваться, самовыражаться в разных видах художественно-творческой деятельности. Именно занятия по изобразительной деятельности подчинены в основном реализации творческих задач, ориентированных на самостоятельную работу детей, поиск нестандартных решений. Что же включают в себя творческие способности? Они включают в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности. Использование нетрадиционных форм работы, ставят дошкольника в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Чтобы занятия с детьми были интересными и увлекательными в дошкольном образование, применяются разные методы ТРИЗ.
Вот некоторые из них: мозговой штурм - где критика неприемлема; эмпатию — перевоплощение (предлагается детям во что-то «превратиться» - дерево. листик, снежинка., что требует огромной фантазии. Такая работа с детьми предусматривает раскрытие и реализацию неисчерпаемых творческих возможностей ребенка через ознакомление, и применение ими нетрадиционных художественных техник рисования и повышение их интереса к художественному творчеству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей ребенка-это — основа творческих фантазий детей. Рисовать можно чем угодно: куском мела, карандашом, фломастером, гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, тушью, зубной щеткой, поролоном, пальцами, ладонью, палочкой, картошкой, листиками. Всякое открытие чего — то нового, необычного принесут детям раскованность, радость и дадут толчок к творчеству. Ребенок рисует интуитивно их воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Они не знают, как правильно и как неправильно. Они рисуют, как сами думают. Художественное творчество в дошкольном возрасте — это создание ребенком субъективно нового, значимого для него продукта. Дошкольник — прирожденный исследователь. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.
Психологи утверждают, что 6–7 летний возраст — «золотой век» детского рисования. В это время дети уже достигают определенной зрелости и гармонично взаимодействуют в творчестве практический жизненный опыт общения с разными людьми и работы с разными материалами, опыт эмоциональной и интеллектуальной обработки. Набрав силу, детское рисование активно реализуется к 8–10 годам, совершенствуясь, усложняясь и расширяя свои тематические границы. Детское рисование — оптимальная форма реализации личности ребенка, которое со временем отступит на второй план. По этой причине очень важно не упустить это время, и помочь ребенку осознать важность присутствия рисования в его жизни. Ведь одновременно с затуханием желания фантазировать у детей снижаются возможности творческого мышления, уменьшается интерес, как к искусству, так и творчеству. Творческое воображение у детей нуждается в непрерывном развитии, для достижения этой цели необходимо особое формирование и организация изобразительной деятельности. Говоря о проблеме творческих способностей детей, необходимо подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Для того чтобы помочь ребенку развивать фантазию, воображение и творчество, которое сделают их воспоминания о детстве яркими и счастливыми, родителям нужно вместе с детьми: пускать солнечные зайчики; наблюдать, как прорастают семена; вместе скатиться с высокой ледяной горы; принести с мороза и поставить в воду ветку; смотреть на звезды; приготовить жженый сахар в ложке; заштриховывать монеты и листья, спрятанные под бумагой; делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды и т. д. Дети очень любят рисовать красками, и это правильно. Но если им предложить попробовать рисовать кофейной гущей, ягодами, пластилином, зубной щеткой, кусочком кирпича, малярной кистью, птичьим пером, то им будет очень интересно. Если подведем итоги, то сделаем следующий вывод:
- в чем польза рисования для детей: – Ребенок в процессе изобразительной деятельности экспериментирует различными материалами для рисования, смешивает краски на палитре и получает новые цвета и оттенки, играет, и у него получается рисунок — конечный. - видимый результат его деятельности;
1. Занимаясь рисованием, дети приобщаются к искусству и культуре; – Учатся выражать в рисунках свои чувства и эмоции;
2. Учатся распоряжаться своим временем, может занять себя рисованием;
3. Развивается творческий подход, то есть изображение окружающего его мира (например, лета, осени) или одного объекта в разных вариантах;
4. Совершенствуется воображение, пространственный интеллект;
– Занятия живописью — это очень важная подготовка к школе, рисование способствует развитию мелкой моторики;
1. Воспитывается дисциплина, усидчивость;
2. Развивается мышление, то есть ребенок обдумывает замысел своего рисунка;
3. Ребенок учится вести диалогическую речь, объясняет, что он нарисовал, почему и т. д. ;
– Ребенок учится сравнивать и обобщать; – Занимаясь живописью, становится «Творцом мира». Он создает свой мир и это очень важно.
--Взрослым необходимо поддерживать интерес ребенка к рисованию, для этого нужно:
1. Каждый рисунок оценивать позитивно;
2. Показать интерес или восхищение рисунком (для маленького художника это важно);
3. Хвалить творческие и интересные находки ребенка, а не его самого; 4. Избегать критики и замечаний;
5. Не заставлять, а заинтересовать его процессом рисования;
6. Сравнивать рисунки и находить в них положительную динамику (с каждым разом рисунки все лучше и лучше);
7. Развивать в детях наблюдательность, то есть вместе с детьми проводить наблюдения в природе;
8. Предоставить ребенку возможность дома заниматься рисованием, лепкой. Для этого в каждой семье должен быть различный изобразительный материал: гуашь, карандаши, пастель, фломастеры, пластилин и т. д. – Совместное творчество детей и родителей. Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше, создать максимально благоприятные условия для их развития, подарить ребенку радость творчества. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.