Светлана Юдина
Роль текста в разучивании и закреплении плясовых движений
▼ Скачать + Заказать документы
Роль текста в разучивании и закреплении плясовых движений.
Важное место в музыкальном воспитании дошкольников отводится музыкально-ритмическим движениям, где музыка является «исходным моментом», а движение – средством ее усвоения.
Основу музыкально-ритмических композиций и танцев для дошкольников составляют простые движения, позволяющие выразить различные по характеру эмоции и образы. Двигательные навыки закрепляются через освоение собственного тела как выразительного инструмента, здесь необходим принцип универсальности, когда используем один и тот же освоенный материал, меняя и усложняя задачи. От простого к сложному, варьируя текстом мы от притопов и прихлопов выстраиваем рисунок будущего танца. для разучивания и закрепления движений использовать небольшие четверостишия, ритм стиха помогает выполнять движение точно и выразительно. Четверостишья- подговорки, раскрывают технику исполнения танцевального движения, и способствуют их быстрому усвоению. В подговорках «исходным моментом» является четкая, выразительная речь. В младших группах используем пальчиковые игры, это даёт возможность развивать речь, мелкую моторику и начальную стадию танцевальных движений через освоение собственного тела. Используем замечательный музыкальный материал Е. С. Железновой.
Публикация «Роль текста в разучивании и закреплении плясовых движений» размещена в разделах
Для ориентации в пространстве включаем зеркальный показ в построении врассыпную, и малыши со временем приучатся начинать движение справа вслед за взрослым. В это же время уместно использовать игрушки (покажем башмачок сначала мишке, а потом зайке). Для малышей это будет всего лишь неосознанное умение. В средней группе по-прежнему использую зеркальный показ и игровые приемы, но подчеркиваю, что мы начинаем движение с правой ножки, двигаемся в правую или левую сторону, покажем ладошки солнышку, вправо, а затем отвернемся от него, посмотрим в левую сторону. В кругу детям не акцентирую внимание на данное понятие.
В старшей группе подвожу детей к относительности понятия «право» и «лево». Предлагаю поднять правую руку и повернуться в обратную сторону. Дети обнаруживают, что сначала рука показывала в одну сторону (к солнышку, в окно, а теперь в противоположную. Теперь мы выполняем музыкально-ритмические движения в двух направлениях. Через некоторое время добавляем еще 2 стороны (боковые стены зала). Таким образом, дети приучаются начинать движения с правой стороны, не зависимо от окружающих предметов.
Когда дети усвоят описанное выше умение, переходим к определению правой и левой стороны в положении по кругу. Для этого выбираю помощников (детей, хорошо справляющихся с определением стороны, предлагаю им встать напротив друг друга, и выполнить танцевальное движение, например, полуприседание с поворотом, каждый в свою правую сторону. Обращаю внимание детей на то, как красиво и интересно смотрится это движение в паре, на то, что дети выполнили движение каждый в свою правую сторону, но получилось в противоположную сторону зала. Предлагаю всем желающим попробовать так потанцевать. Затем прибавляю еще две пары. Помощники стоят в кругу из 4 человек. Так же разбираем с детьми, что из этого получилось. Желающих стать помощниками становится все больше. Поощряю это желание и на следующее занятие добавляю детей в маленький круг. Выполняем движения в 2 кругах. Дети в большом кругу опираются на помощь выбранных детей.
Приходит время, когда мы выполняем движения по кругу в одном кругу без помощников, а затем и парами по кругу. При этом можно подсказать, что дети, стоящие во внешнем кругу, выставляют пятку вправо к тому ребенку, за которым только что двигались по кругу, а дети, стоящие во внутреннем кругу, выполняют движение в обратном направлении. Это будет их правая сторона.
Бывают ситуации, когда срочно нужно научить детей определять правую и левую стороны или сложные ситуации, например, когда дети, стоя в кругу, должны выполнить движение правой рукой в левую сторону. Тогда можно поступить проще. Наденьте каждому ребенку «браслетик» на правую ручку – цветную круглую резинку для волос. (При этом важно, чтобы резинка не пережимала запястье маленького танцора). Ваши дети будут рады и с удовольствием выполнят сложное задание.
Таким образом, не напрягая, не утомляя детей, можно научить их двигаться непринужденно, выразительно и красиво.
Красивое исполнение танца, зависят от качества усвоения того или иного танцевального движения в отдельности. Подговорки – удобный материал для решения этой задачи. Они образны, музыкальны, ритмичны. Одни из них включают в себя название танцевального движения. Другие отражают технику танцевального движения. Применение подговорок в непринужденной, игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Работать с ними удобно в любых условиях: в самостоятельной музыкальной деятельности, в часы досуга, на утренней гимнастике, в развлечениях, на музыкальных занятиях.