Наталья Башаева
Роль театральной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль театральной деятельности
в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи.
Публикация «Роль театральной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Хорошо развитая речь помогает ребёнку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.
Театральная деятельность очень важна в развитии речи
детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи,
касающиеся формирования выразительности речи ребёнка,
интеллектуального художественно-эстетического
воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий, способ
приобщения к духовному богатству
В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию). Совершенствует артикуляционный аппарат. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление
предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими
видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием,импровизацией, музыкальной игрой.
Театрализованные игры помогают создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Театрализованные игры помогают нам в работе по безболезненной адаптации детей. Мы обыгрывали любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению с нами и с детьми.
При разыгрывании знакомых сказок, народных песенок, потешек используем игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх.
Дети учатся пользоваться разнообразными выразительными средствами – речь, напев, мимика, пантомима, движения. Обращаем внимание детей на интонацию голосов животных, их настроение.
Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Мы учим детей эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание. После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.
Особое внимание уделяем выразительности в проговаривании слов в чистоговорках, меняя силу голоса. («Са-са-са, к нам летит оса» — с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно
Для театрализации используем сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», «Федорино горе». Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик — дождик».
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Чтобы вызвать у детей интерес и желание участвовать в театрализованных играх и представлениях, необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.
В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра :
пальчиковый театр;
театр би-ба-бо;
настольный театр;
плоскостной театр;
театр ложек
театр ряженых;
Театр шагунчиков,
Театр на палочках,
театральные шапочки.
Все эти театры находятся в доступном для детей месте.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности мы разместили разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, маски, куклы, декорации.
В нашей группе есть театр на фланелеграфе. Дети любят смотреть сказки, а затем и сами начинают их показывать. В подвижных и музыкальных играх мы используем маски. Дети любят их обыгрывать, раскрепощаются и подражают животным. Очень нравится смотреть настольные театры, в которых дети сами тоже участвуют в разыгрывании знакомых произведений.
Дети с интересом играют в театр на палочках, любят рассказывать знакомые сказки и обыгрывать их. Необычные персонажи могут двигаться, разговаривать.
С большим интересом дети смотрят кукольный театр. Их завораживают ожившие, говорящие куклы.
Уже в младшем возрасте дети способны перевоплощаться в персонажей, надев маску.
В группе создан уголок ряженья, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.
Если в младшем возрасте мы с детьми только готовимся к драматизации произведений. Обыгрываем игрушки, разучиваем и обыгрываем песенки и потешки. Учим детей играть в настольный театр, театр ложек, масок, то в старшем возрасте дети уже могут показывать целые представления, в которых ведутся сложные диалоги, реплики. Расширяется словарный запас, диалогическая и монологическая речь детей.
Наше стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.
Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений, но и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.
Для родителей мы подготовили различные консультации, папки-передвижки, информацию о значении театра в жизни детей. Часто, при инсценировании, какой- либо сказки, предлагаем родителям принять участие в изготовлении костюмов.
В своей работе по театрализованной деятельности мы привлекаем родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты.
В беседах с родителями рекомендуем посещать с ребёнком различные театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи взаимопониманию.
В дальнейшем мы планируем привлечь родителей к активному участию в совместных театральных вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов, в которых родители и дети являются равноправными участниками» Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки». В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Работа по театрализованной деятельности будет и дальше проводиться. Планируем пополнить театральный уголок. А именно платковый театр новыми куклами персонажами. Также изготовить театр на лопатках, который тоже будет интересен детям. В изготовление нового вида театра будем привлекать родителей.
Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендуем родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.