Шипилова Татьяна Сергеевна
Опыт работы «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых научить детей как можно раньше читать, писать, считать, а не развить способность чувствовать, думать, творить.
В связи с этим у детей отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки, отсутствие фантазии и воображения. Отсюда также равнодушие, черствость, ограниченность интересов, а также отсутствие навыков произвольного поведения, самостоятельности. У детей недостаточно развиты память, внимание, связная речь. Они недостаточно владеют четкой дикцией, разнообразной интонационной выразительностью, эмоциональностью в чтении стихов, пересказов.
Публикация «Опыт работы „Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Самый короткий путь в решении этих проблем – это театральная деятельность, театральные игры и упражнения.
Театральная деятельность, прежде всего, важное психотерапевтическое средство эмоционально-эстетического восприятия через музыку, танцы, литературу, актерские игры. Театральные игры способствуют развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Поэтому для развития связной речи я включила в работу с детьми театральные игры и игровые упражнения, театральные постановки.
Актерские, театральные игры я включаю не только в работу театрального кружка, которым руковожу, в своем ДОУ уже10 лет, но и на занятиях, повседневной жизни детей группы, что является основной ценностью.
В театральном кружке, на занятиях и в повседневной жизни дети занимаются группой, подгруппами, в парах, тройках. Достоинством такой формы организации работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими детьми формой общения. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет “я”, а есть “мы”.
Внутри микрогруппы возникают по человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для раскрепощения детей, самостоятельности и сравнения своих знаний, умений и возможностей. В основу реализации театральной деятельности на занятиях театрального кружка, на занятиях по развитию речи, комплексных и повседневной жизни положен индивидуальный подход и психологические особенности ребенка.
Для того чтобы реализовать цели и задачи по обучению чувственно-художественному воображению, развитию связной речи детей, коммуникативности, я, в первую очередь, знакомлю детей с видами сказок (русско-народными, волшебными, авторскими, их названием, содержанием. Также знакомлю с героями сказок, характерными данными (внешним видом, характером, особенностями жизни, повадками и т. п., волшебниками и их волшебством, волшебными вещами и их действиями, видами кульминаций, особенностями содержания каждой сказки. Отсюда и развлекательные, театральные игры, помогающие детям закрепить знания о сказках: “Волшебная палочка”, “Лови-скажи”- игра с мячом, “Японская машинка” - действие рук со словом, “Что? Где? Когда?”, “Счастливый случай”, “Найди и расскажи”, “Вопрос-ответ” - дети задают друг другу вопрос на определенную тему, другие отвечают. В этих играх дети называют волшебников и их волшебство, волшебные вещи, героев сказок, что произошло в определенной сказке и чем закончилась сказка.
В системе используется просмотр художественных веселых фильмов, мультфильмов по сказкам, чтение юмористических рассказов, что позволяет детям сочинять свои надуманные веселые рассказы.
Увлекательные путешествия по летнему и зимнему сказариумам (большие таблицы с сюжетами разнообразных сказок) позволяют детям с интересом, непроизвольно закреплять свои знания, развивать речь, фантазировать, логически мыслить. С использованием этих таблиц провожу театральные игры и упражнения :
“Из какой я сказки”,
“Найди самого веселого (доброго, вежливого, злого, трудолюбивого, хитрого, сильного) героя сказки”,
“Найди, что на самом деле не бывает?”,
“О чем шепчет (говорит, кричит, беседует) персонаж”,
“О чем беседуют герои сказки”,
“Какого волшебника встретили герои сказок, и какое волшебство он им показал”,
“Какую волшебную вещь нашли, и как она помогла героям”,
“Какое волшебство эта волшебная вещь делает”,
“Чья волшебная вещь?”,
“Чей предмет, из какой сказки?”,
“Подбери вежливое слово и составь с ним диалог между персонажами”,
“Путаница” - выбор любой группы персонажей и составить свой диалог, но не по сказке, перестановка действий героев;
“Старая сказка на новый лад” - замена героев сказки другими персонажам
и; замена других событий, включение в русскую народную сказку волшебных вещей из волшебных сказок с рассказом или драматизацией.
Дети рассказывают, какого волшебника видели, и какое волшебство он показал им. Также выбирают группу персонажей и рассказывают, о чем они говорят, составляют веселый (грустный) диалог группы персонажей. Подбирают песню для группы персонажей и поют ее. Очень нравится детям игра “Кто как ходит?”. В игре “Вопрос-ответ” подбирают эпитеты (глаголов, название сказок, характерные особенности героев и т. п. Составляют описательные рассказы, составляют веселые, грустные, страшные рассказы, подбирают загадки к определенному персонажу.
Такие игры, как “Найди и расскажи” (Каждая подгруппа согласованно ищет в комнате предмет или “волшебную вещь” из определенной сказки, забирает его и составляет свой рассказ, “Волшебная корзина” (Из “Волшебной корзины” каждая пара отыскивает определенную вещь или предмет из знакомой народной сказки и составляет описательный рассказ; игра – упражнение “Не остановись!” (В полукруге дети поочередно подбирают прилагательное или глагол к предмету, который попал им в руки, потом передают предмет другому и распределяются на подгруппы – составляют маленький красочный рассказ об игрушке или предмете).
На занятиях по обучению рассказыванию ставлю определенную и обязательную для детей задачу – рассказ должен быть полным (начало рассказа, кульминационный момент, конец рассказа, обязателен диалог между персонажами, использование эпитетов, составлять рассказ в микрогруппе и рассказывать каждому поочередно, драматизировать в ролях. При оценке рассказов своими ровесниками ярко видно соблюдались эти правила или нет. Но чтобы увидеть, детям надо внимательно слушать своих товарищей между группами и внутри группы.
Чтобы рассказы детей были яркими и интересными использую моменты из театрализованных игр “Какая волшебная вещь помогла?”, “Какой волшебный предмет увидели?”, “А может волшебнику встретились”.
Также на занятиях и вне занятий выполняем с детьми театральные упражнения, например “Режиссер”. Дети не только сочиняют, но и выбирают “режиссера” из числа участников своей микрогруппы. Они самостоятельно распределяют роли, репетируют, а потом поочередно показывают свою сказку. Составляют рассказы от имени разных героев, сочиняют разворот сюжета по очереди, проявляя свою фантазию.
Такие игры, как “Цветик-семицветик”, “Развлекательный цветок”, “Кубик Рубик” позволяют с желанием и интересом составлять рассказ. До занятий и после обязательно использую упражнения, повышающие двигательную активность
Игра “По тексту” – выполнение действий по заданию (воспитатель читает сказку или рассказ, дети выполняют действия движениями, мимикой, действиями). Игра “Японская машинка”, “Мы не скажем, но покажем” - показывают действия людей определенной профессии, передают движениями образы фауны, флоры и т. п. “Найди и покажи” - дети ищут волшебную вещь и показывают, как она действует. “Превращение” - по команде дети превращаются в людей разных профессий, животных, птиц, волшебников или кого видели в лесу, городе, селе, небе, воде и т. п.
Даже импровизированные подвижные игры включают в себя моменты театрализации. В игре “Мороз” дети жестами, мимикой изображают холод, ужас, тяжесть, легкость и радость. В игре “Сделай сказочную фигуру” - фантазия движений тела, “Лягушки и цапли”, “Гуси-лебеди”, “Теремок” - изображение жестами, мимикой (радость, удивление, злость, испуг, торжество). Все эти игры направлены на развитие игрового поведения, развитие способности творчески относиться к любому делу.
Театральные игры, игровые упражнения широко применяю при заучивании и чтении стихов. Упражнения направлены на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией.
Стремлюсь к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть четкой, звучной, выразительной и неторопливой. Это очень необходимо в жизни каждому.
Речевые упражнения и игры стараюсь включать в занятие и вне занятий в режимных моментах. “Мыльные пузыри”, “Колыбельная” - в этих играх формирую произношение звуков с закрытым ртом на определенный мотив.
Произношение стихов носит не только тренировочный характер, они формируют четкую, грамотную речь, т. к. в стихах всегда присутствуют образы интересные детям, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными разные игры и задания. Особенно полезно использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного персонажа, ребенок легче раскрепощается, общается с партнерами. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников важно научить их пользоваться интонациями. Игровое упражнение “Скажи по-другому” - одно и тоже слово или фразу дети произносят грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно, удивленно-радостно, хитро с улыбкой. В игре “Фраза по кругу”- дети объясняют, где, кому, при каких обстоятельствах они произносят данную фразу с определенной интонацией. В игре “Ручной мяч” - быстро произнести скороговорку с разной интонацией предложенной воспитателем.
Говоря с детьми о логическом ударении, отмечу, что под ним подразумевается выделение отдельных слов во фразе, определяющей ее смысл и выразительность. “Главное слово” - поочередно произнести скороговорку. Каждый раз, выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.
Особое вдохновение возникает у детей при заучивании и чтении стихов, с использованием не только интонации, но и жестов. Большое значение для детей имеют театральные игры и упражнения вне занятий. Такие игры, как “Сказка по тексту”, где дети всей группой изображают жестами, мимикой сказку или часть сказки. “Диалогические стихи по тексту” - то же самое. “Придумай диалог” - обыграть диалог, предложенный воспитателем. “Расскажи сказку от имени героя сказки”. “Времена года” - импровизация в танце. “Кругосветное путешествие” - импровизация поведения в лесу, на корабле, по болоту, по пустыне. “Превращение предмета”- найти новые предназначения предмету (карандаш – ключ, вилка, отвертка, градусник; Мячик – яблоко, апельсин и т. д.).
Подобранные театральные игры и пособия к ним: “Таблица “Сказариум летний”, “Сказариум зимний”, “Диалогический цветок - лепесток”, “Развлекательный цветок-лепесток”, разрезные сюжетные и диалогические картинки, специально подобранная музыка, “волшебные вещи” помогают мне включить детей в интересный мир театра, подготовить к творческой деятельности в любой области.
У детей ярко прослеживается самостоятельность в реализации своих творческих замыслов в сюжетно-ролевых, театральных играх, мини спектаклях, с удовольствием и знанием дела показывают кукольные театры и разыгрывают свои сюжеты.
Заметно выросли дети моей группы в умении грамотно, с интонационной выразительностью читать стихи. С применением эпитетов, образных сравнений, диалогов, монологов, имитированием жестов людей, движений животных сочинять сказки с интересными сюжетами.