Наталья Евгеньевна Королёва
Роль театрализованной деятельности в воспитании детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Коррекционная школа - интернат»
(г. Куйбышев, Новосибирская область)
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это воспитанники, имеющие различные отклонения психического и физического плана, которые влияют на их общее развитие и не позволяют вести полноценную жизнь. Одной из категорий детей с ОВЗ являются дети с нарушениями речи, в частности дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи - системное нарушение речевой сферы детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в бОльшей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстаёт от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита, а так же наблюдается недоразвитие слухового внимания, пространственных представлений, недостаточный объём памяти, нарушение мелкой моторики.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в воспитании детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Выделяют четыре уровня речевого развития.
• 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
• 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
• 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием её звуковой и смысловой сторон.
• 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Тяжёлые нарушения речи часто сопровождаются дизартрией. Дизартрия - это нарушение произношения, возникающее в результате поражения нервной системы. Поэтому все воспитанники логопедических групп наблюдаются у врачей: неврологов, проходят систематическое лечение. Коррекционная работа включает разные формы и методы. Но театрализованная деятельность пользуется у детей-логопатов неизменной любовью. Такая деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, развития у них коммуникативных навыков, эмоциональной сферы. Она способствует повышению уровня самооценки у детей, реализации творческих возможностей каждого ребёнка. У детей с ОНР без специального обучения не возникает речевой активности, не складываются и дословесные виды общения с окружающими, не развивается предметная деятельность. В возрасте 4 -7 лет дети с ОНР с бОльшим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности со взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников, оно носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоём, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с ОНР можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. На занятиях дети с ОНР предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения - 4-5 лет.
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет и применяемых в работе с детьми с общим недоразвитием речи, является использование ресурсов сказки. Сказки близки, понятны, интересны и доступны детям, поэтому их использование помогает устранять те нарушения, которые имеются у детей-логопатов. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идёт работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной речи. Достоинство и привилегии данного метода заключаются ещё и в том, что воздействие на детей в процессе непрерывной непосредственной образовательной деятельности (ННОД) облачено в сказочные одежды, и у детей не возникает ощущения давления.
Одна из форм театрализованной деятельности - игра-драматизация.
Её цель - создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Нужно создать для каждого ребёнка СИТУАЦИЮ УСПЕХА, исходя из возможностей данных детей. Театрализованная деятельность помогает преодолеть воспитанникам робость, связанную с трудностями общения, неуверенность из-за дефектов речи. В процессе работы над репликами персонажей активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. Перед каждым ребёнком ставится задача - ясно, чётко и понятно изъясняться. Театрализованная деятельность способствует развитию связной речи. Кроме того, разучивание ролей развивает память и интеллект. Ребёнок, осваивая свою роль, проявляет активность и заинтересованность, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе этой сложной, но важной и интересной работы, позволяют сделать выводы о позитивных результатах: дети перестают бояться аудитории, чувствуют уверенность в себе, владеют простейшими исполнительскими навыками, становятся добрее, общительнее, внимательнее друг к другу, у многих повышается эмоциональность, интонационная выразительность речи.
Список литературы
1. Агекян, Л. М. Особенности формирования предпосылок активной речи у детей раннего возраста. // Психолог в детском саду. - 2014.- № 4. - С. 32 - 42
2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь, под ред.
Б. М. Бим-Бада, Научное издание "Большая российская энциклопедия", М.,
2002. - 528с.
3. Болотина, Л. Р., Баранов, С. П., Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика.
М. : Культура, 2005. - 240с.
4. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Детская психология. - М. : Издательство
"Юрайт", 2015. - 136с.
5. Волковская, Г. Н., Юсупова, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М. : Книголюб, 2004. - 104с.
6. Кудрина, Л. В., Кислинская, Н. П., Панфиленко, Г. И., Лагоша, Г. Е.
Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР. //
Инновационные педагогические технологии: материалы III Международной
научной конференции (г. Казань, октябрь 2015г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 58-
61.
7. Родионова, Г. С. Развитие творческого воображения дошкольников с
недоразвитием речи в ходе работы со сказкой // Психология обучения. - 2011.
-№ 8. - С. 30-38.
8. Родионова, Г. С. Образный язык сказки и его стимулирующее влияние на
развитие воображения дошкольников с нарушениями речи // Психология и
педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник
материалов XVIII Международной научно-практической конференции. —
Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. - С. 117-120.
9. Родионова, Г. С. Развитие творческого воображения и связной речи
дошкольников с ОНР в ходе работы со сказкой // Современные подходы к
организации коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста с особыми образовательными потребностями: сборник
материалов региональной научно-практической конференции, Хабаровск,
2011 — С. 90 - 93.
10. Степанова, Е. В. Организация работы с родителями детей логопедической группы детского сада. // Коррекционная педагогика. - 2008.-№6. - С. 74 - 78
11. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования. М. : ТЦ Сфера, 2014. - 40с.
12. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой. Ярославль, ГЦРО, 2011.- 460с.
13. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья
дошкольников и младших школьников. М. : Академия. 2005. - 176с.
E-mail : korolyova.natali2016@yandex.ru