Лучший педагог года

Роль театрализованной деятельности в воспитании детей с общим недоразвитием речи

Наталья Евгеньевна Королёва
Роль театрализованной деятельности в воспитании детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель дошкольной группы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Коррекционная школа - интернат»

(г. Куйбышев, Новосибирская область)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это воспитанники, имеющие различные отклонения психического и физического плана, которые влияют на их общее развитие и не позволяют вести полноценную жизнь. Одной из категорий детей с ОВЗ являются дети с нарушениями речи, в частности дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи - системное нарушение речевой сферы детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в бОльшей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстаёт от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита, а так же наблюдается недоразвитие слухового внимания, пространственных представлений, недостаточный объём памяти, нарушение мелкой моторики.

Публикация «Роль театрализованной деятельности в воспитании детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Выделяют четыре уровня речевого развития.

• 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.

• 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.

• 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием её звуковой и смысловой сторон.

• 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Тяжёлые нарушения речи часто сопровождаются дизартрией. Дизартрия - это нарушение произношения, возникающее в результате поражения нервной системы. Поэтому все воспитанники логопедических групп наблюдаются у врачей: неврологов, проходят систематическое лечение. Коррекционная работа включает разные формы и методы. Но театрализованная деятельность пользуется у детей-логопатов неизменной любовью. Такая деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, развития у них коммуникативных навыков, эмоциональной сферы. Она способствует повышению уровня самооценки у детей, реализации творческих возможностей каждого ребёнка. У детей с ОНР без специального обучения не возникает речевой активности, не складываются и дословесные виды общения с окружающими, не развивается предметная деятельность. В возрасте 4 -7 лет дети с ОНР с бОльшим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности со взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников, оно носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоём, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с ОНР можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. На занятиях дети с ОНР предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения - 4-5 лет.

Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет и применяемых в работе с детьми с общим недоразвитием речи, является использование ресурсов сказки. Сказки близки, понятны, интересны и доступны детям, поэтому их использование помогает устранять те нарушения, которые имеются у детей-логопатов. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идёт работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной речи. Достоинство и привилегии данного метода заключаются ещё и в том, что воздействие на детей в процессе непрерывной непосредственной образовательной деятельности (ННОД) облачено в сказочные одежды, и у детей не возникает ощущения давления.

Одна из форм театрализованной деятельности - игра-драматизация.

Её цель - создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Нужно создать для каждого ребёнка СИТУАЦИЮ УСПЕХА, исходя из возможностей данных детей. Театрализованная деятельность помогает преодолеть воспитанникам робость, связанную с трудностями общения, неуверенность из-за дефектов речи. В процессе работы над репликами персонажей активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. Перед каждым ребёнком ставится задача - ясно, чётко и понятно изъясняться. Театрализованная деятельность способствует развитию связной речи. Кроме того, разучивание ролей развивает память и интеллект. Ребёнок, осваивая свою роль, проявляет активность и заинтересованность, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе этой сложной, но важной и интересной работы, позволяют сделать выводы о позитивных результатах: дети перестают бояться аудитории, чувствуют уверенность в себе, владеют простейшими исполнительскими навыками, становятся добрее, общительнее, внимательнее друг к другу, у многих повышается эмоциональность, интонационная выразительность речи.

Список литературы

1. Агекян, Л. М. Особенности формирования предпосылок активной речи у детей раннего возраста. // Психолог в детском саду. - 2014.- № 4. - С. 32 - 42

2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь, под ред.

Б. М. Бим-Бада, Научное издание "Большая российская энциклопедия", М.,

2002. - 528с.

3. Болотина, Л. Р., Баранов, С. П., Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика.

М. : Культура, 2005. - 240с.

4. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Детская психология. - М. : Издательство

"Юрайт", 2015. - 136с.

5. Волковская, Г. Н., Юсупова, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М. : Книголюб, 2004. - 104с.

6. Кудрина, Л. В., Кислинская, Н. П., Панфиленко, Г. И., Лагоша, Г. Е.

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР. //

Инновационные педагогические технологии: материалы III Международной

научной конференции (г. Казань, октябрь 2015г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 58-

61.

7. Родионова, Г. С. Развитие творческого воображения дошкольников с

недоразвитием речи в ходе работы со сказкой // Психология обучения. - 2011.

-№ 8. - С. 30-38.

8. Родионова, Г. С. Образный язык сказки и его стимулирующее влияние на

развитие воображения дошкольников с нарушениями речи // Психология и

педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник

материалов XVIII Международной научно-практической конференции. —

Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. - С. 117-120.

9. Родионова, Г. С. Развитие творческого воображения и связной речи

дошкольников с ОНР в ходе работы со сказкой // Современные подходы к

организации коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего

школьного возраста с особыми образовательными потребностями: сборник

материалов региональной научно-практической конференции, Хабаровск,

2011 — С. 90 - 93.

10. Степанова, Е. В. Организация работы с родителями детей логопедической группы детского сада. // Коррекционная педагогика. - 2008.-№6. - С. 74 - 78

11. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования. М. : ТЦ Сфера, 2014. - 40с.

12. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой. Ярославль, ГЦРО, 2011.- 460с.

13. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья

дошкольников и младших школьников. М. : Академия. 2005. - 176с.

E-mail : korolyova.natali2016@yandex.ru

Публикации по теме:

Особенности психических процессов у детей с общим недоразвитием речи Для детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми особенностями также характерна и недостаточная сформированность психических процессов,.

Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи "Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи". Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Три подвига» Тема:«Три подвига» Цели и задачи: 1. Расширять представление детей об армии 2. Познакомить с героем ВОВ Алексеем Маресьевым 3. Закрепить.

Консультация «Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи» Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи Система музыкального воспитания в ДОУ предполагает интенсивное развитие.

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речиЛогосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ОНР является развитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны.

Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи Особенность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи. «Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница.

Особенности работы воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи Одной из главных задач дошкольных учреждений является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии.

Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи Особенности вербальной памяти у детей с Общим недоразвитием речи. Учитель-логопед Гунченко Е. Н. ГКУСО «Ставропольский социальный приют Росинка».

Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую.

Социализация детей с общим недоразвитием речи через театральное творчество Социализация детей с общим недоразвитием речи через театральное творчество. Социализация сегодня - это процесс, направленный на вхождение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль театрализованной деятельности в воспитании детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 октября 2019 в 11:15
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль театрализованной деятельности в воспитании детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Евгеньевна Королёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД