Давыдова Анастасия
Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
▼ Скачать
Речь – одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Она помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Но в последние годы имеет место негативная тенденция недостаточного общения ребенка в семье, идет замена «живого общения» на виртуальное. Родители стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать, писать, решать сложные задачи. Чтение книг, заменяется просмотром мультфильмов. Совместные игры с детьми – играми в планшет. Родители забывают о том, что прежде всего нужно научить своего ребёнка восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Вот и получается, что с речью ребё нка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
• Односложная, состоящая из простых предложений;
• Бедность речи, недостаточный словарный запас;
• Замусоривание речи сленговыми словами;
• Неспособность построить монолог;
• Отсутствие навыков культуры речи.
Все это ведет к нарушению речевого развития у дошкольников. Поэтому очень важна работа по развитию речи в детском саду. А она развивается посредством использования в работе педагогов с детьми, различных дидактических игр, и чтения художественной литературы, и заучивания стихов, считалок, пальчиковых игр и многих других методов. Но наиболее продуктивным видом деятельности для повышения речевой активности детей является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
А так же она позволяет решить такие проблемы как: активизация речи детей и их словаря; совершенствования артикуляционного аппарата, звукопроизношения, темпа речи, формирования выразительности речи, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования социально- эмоционального развития ребенка.
Таким образом театрализованные игры пронизывают все этапы работы над речью детей: от развития ее понимания в младшей группе до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать текст интонационно, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр в подготовительной к школе группе.
Они могут иметь разные варианты – это и игры-драматизации, и инсценировки всего произведения или его части, и появление сказочного персонажа на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.
Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю и всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей. Так же педагог должен учитывать творческие возможности детей, возрастные особенности, строить свою работу в соответствии с требованиями построения театрализованной игры. Такие виды игр могут использоваться в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Полезно использовать любые моменты в жизни детей для вовлечения их в мир театра. Данную форму работу следует использовать систематически, так как от игры к игре нарастает активность детей они более точно входят в образ героев, овладевают средствами выразительности, начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Необходимо, чтобы и родители проявили интерес к этой деятельности детей. Педагог разъясняет родителям о значении развитии речи ребенка. После чего, родители обсуждают дома со своим ребенком предстоящий спектакль, совершенствуют движения, отрабатывают интонацию, совместно с детьми они подготавливают костюм. Родители вместе с детьми принимают участие в некоторых постановках. В театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, которое сохранится на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни и подросткового периода.
Таким образом, влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С первых занятий, устная речь, становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также умением пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы по развитию устной речи необходимые для подготовки к школе
И так, развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства – занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное.