МААМ-картинки

Роль сюжетной игры в нравственном воспитании

Ольга Селина
Роль сюжетной игры в нравственном воспитании

Сюжетно-ролевая игра является средством и методом нравственного воспитания. Она, конечно, не имеет прямой общественной значимости: ценность ее как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать средства осуществления замысла.

Публикация «Роль сюжетной игры в нравственном воспитании» размещена в разделах

В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.

Сюжетная игра имеет два плата детских отношений: один – это отношения товарищей по игре, или так называемые реальные отношения; второй – взаимоотношения играющих, регулируемые определенным сюжетом.

Педагогически ценный сюжет, отражающий положительные стороны быта, общественные явления, благотворно влияет на поведение детей в игре и даже вне игры. Это естественно, ведь игра активизирует чувства и отношения ребенка, его представление об окружающем. Однако даже самый ценный сюжет не может гарантировать решение задач нравственного воспитания (хотя воспитатель, руководя игрой, и опирается на роль как на образец для подражания). Для овладения детьми опытом общественного поведения необходимо развивать содержательные игры и активизировать общую работу по воспитанию у детей нравственных чувств и привычек поведения. Тогда можно ожидать, что при сговоре детей и в процессе самой игры будет достигнуто единство между поведением ребенка в соответствии с взятой на себя ролью и реальным поведением.

Усилия педагогов в руководстве детьми 3-4 лет направляются на использование разных игр для формирования у малышей добрых чувств к сверстникам, правильных взаимоотношений. Содержание ролевых игр обычно довольно разнообразно: дети изобретают быт семьи, детского сада, виденного на улице, а иногда и эпизоды сказок. Вместе с тем в этих играх жизнь отражается отрывочно, действия не последовательны и однообразны. Чтобы использовать игру в целях нравственного воспитания, педагог прежде всего способствует усложнения его содержания: обогащает представления детей, дает им новые игрушки и материалы. Расширяя сведения об общественных явлениях, воспитатель использует наблюдения, чтение рассказов и стихов, рассматривание картинок, проведение дидактических игр, показ кукольного театра. Все это побуждает детей брать на себя определенные роли и действовать соответствующим образом в игре.

Помогая ребенку овладеть игровыми навыками, преодолевать трудности, связанные с использованием игрушек, в реализацией замысла, мы воспитываем тем самым волевые усилия и целеустремленность. Узнав, что малыш хочет сделать какие-то игровые действия, мы советуем, а если и надо помогаем осуществлению замысла, выражаем своё одобрение интересной игре. Иногда интерес ребенка к игре уживается, если педагоги непосредственно участвуют в ней.

На этой возрастной категории педагоги знакомят ребят с некоторыми правилами поведения в игре. Прежде всего приучают малышей к тому, чтобы они перед началом игры подумали, во что хотят играть. Это правило не определяет содержание игры, но помогает подвести маленького ребенка к целевым действиям, способствует воспитанию целеустремленности. Систематическая работа приводит к тому, что большинство детей могут определять, с какой игрушкой они будут играть, а иногда и называют тему игры. Нужно учитывать возможности каждого ребенка и определять прием воздействия на него. Особое внимание обращать на формирование у малыша интереса к игре, умение доводить игру до конца. Обычно маленькие дети не умеют этого делать, так как опыт их беден, мышление и воображение развито недостаточно. В данной группе, необходимо чаще чем в других, играть вместе с детьми. Это нужно для того, чтобы направить игру поддержать в ней интерес, сделать его более устойчивым.

У детей четвертого года жизни отличается большая потребность в общей игре, желание играть вместе6 с товарищами. Педагоги должны стремиться сделать эти объединения более длительными, устойчивыми, должны подсказывать идею общей игры.

При организации совместной игры воспитатель поощряет желание ребят вступить в игровое общение, умение практически действовать в соответствии со своими возможностями, то есть поддерживает некоторые социальные связи маленького ребенка: умение общаться, стремление показать другим свои возможности, помочь им. Научить их тому, что умеет делать сам.

Таким образом, уже на этой ступени формируем нравственно-направленную самостоятельность, обеспечивающую не только сугубо индивидуальную деятельность ребенка, необходимую для удовлетворения его собственных игровых интересов и потребностей, но и совместную.

Воспитатели должны проявлять постоянную заботу о возникновении в совместных играх теплые отношения между детьми. Делать это нужно не только путем предупреждений и устранения ссор, но в большей степени путем создания спокойной, доброжелательной обстановки во время совместной игры и благоприятных условий для ее развития. Воспитание добрых взаимоотношений между детьми осуществлять по мере развития игры, опираясь на пробудившиеся у них чувство взаимной симпатии. Необходимо находить много поводов, чтобы похвалить ребят, одобрить проявленное ими внимание к сверстникам, взрослым (вежливое обращение с просьбой, спокойный, доброжелательный тон речи) или, напротив, выразить отрицательное отношение к плохому поступку.

Учитывая большое значение подражания в воспитании детей, педагоги показывают им образцы проявления внимания друг к другу, взаимопомощи, вежливости, примеры культурного поведения. Всё это делается естественно, принимаю непосредственное участие в игре детей (Например, Ирина, играя в дочки матери, наказывает свою куклу за непослушание, воспитатель должен сесть рядом, будто он тоже мама, со своей дочкой куклой, и говорит: «Напрасно вы сердитесь на свою дочку, она ведь еще маленькая и многого не понимает, а я вот свою дочку люблю и жалею». И приласкать куклу). Играет ли взрослый вместе с детьми или косвенно влияет на их нравственное развитие, он должен всегда искренне разделять со своими воспитанниками их радости, успехи, создавать хорошее настроение, вызывать жизнерадостность. А когда ребенок в приподнятом эмоциональном состоянии, он легко выполняет различные поручения.

Литература

Поддьяков Н., «Игровая позиция – важнейшее качество личности дошкольника», ж-л «Дошкольное воспитание», №8, стр. 66., 1997 г.

Михайленко Н., Короткова Н., «Взаимодействие взрослого с игре с детьми», ж-л «Дошкольное воспитание», №3-4, 1993 г.

Шевченко В. «Игра – детская школа нравственности». Ж-л «Дошкольное воспитание», 1989 г., стр. 29.

Козлова С. «Воспитание положительного отношения к взрослым», ж-л «Дошкольное воспитание», №8, стр. 66, 1990 г.

Островская Л. «Игра – школа нравственного воспитания», ж-л Дошкольное воспитание», №12, стр. 70, 1985 г.

Михайленко Н., Пантина Н. ж-л «Дошкольное воспитание», №9, стрю 40, 1980 г.

Хромцова Л., Терентьева О «Обучение игровым действиям», ж-л «Дошкольное воспитание», №3, 1991 г.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст—это период позитивных изменений.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Выступление на родительском собрании «Роль и возможности игры в семейном воспитании» Что бы не говорилось о роли воспитания, никто не станет отрицать, что главная роль здесь принадлежит всё-таки семье. В семье ребёнок находится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сюжетной игры в нравственном воспитании
Опубликовано: 26 октября 2020 в 08:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сюжетной игры в нравственном воспитании» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Селина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД