Ольга Селина
Роль сюжетной игры в нравственном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра является средством и методом нравственного воспитания. Она, конечно, не имеет прямой общественной значимости: ценность ее как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать средства осуществления замысла.
Публикация «Роль сюжетной игры в нравственном воспитании» размещена в разделах
В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.
Сюжетная игра имеет два плата детских отношений: один – это отношения товарищей по игре, или так называемые реальные отношения; второй – взаимоотношения играющих, регулируемые определенным сюжетом.
Педагогически ценный сюжет, отражающий положительные стороны быта, общественные явления, благотворно влияет на поведение детей в игре и даже вне игры. Это естественно, ведь игра активизирует чувства и отношения ребенка, его представление об окружающем. Однако даже самый ценный сюжет не может гарантировать решение задач нравственного воспитания (хотя воспитатель, руководя игрой, и опирается на роль как на образец для подражания). Для овладения детьми опытом общественного поведения необходимо развивать содержательные игры и активизировать общую работу по воспитанию у детей нравственных чувств и привычек поведения. Тогда можно ожидать, что при сговоре детей и в процессе самой игры будет достигнуто единство между поведением ребенка в соответствии с взятой на себя ролью и реальным поведением.
Усилия педагогов в руководстве детьми 3-4 лет направляются на использование разных игр для формирования у малышей добрых чувств к сверстникам, правильных взаимоотношений. Содержание ролевых игр обычно довольно разнообразно: дети изобретают быт семьи, детского сада, виденного на улице, а иногда и эпизоды сказок. Вместе с тем в этих играх жизнь отражается отрывочно, действия не последовательны и однообразны. Чтобы использовать игру в целях нравственного воспитания, педагог прежде всего способствует усложнения его содержания: обогащает представления детей, дает им новые игрушки и материалы. Расширяя сведения об общественных явлениях, воспитатель использует наблюдения, чтение рассказов и стихов, рассматривание картинок, проведение дидактических игр, показ кукольного театра. Все это побуждает детей брать на себя определенные роли и действовать соответствующим образом в игре.
Помогая ребенку овладеть игровыми навыками, преодолевать трудности, связанные с использованием игрушек, в реализацией замысла, мы воспитываем тем самым волевые усилия и целеустремленность. Узнав, что малыш хочет сделать какие-то игровые действия, мы советуем, а если и надо помогаем осуществлению замысла, выражаем своё одобрение интересной игре. Иногда интерес ребенка к игре уживается, если педагоги непосредственно участвуют в ней.
На этой возрастной категории педагоги знакомят ребят с некоторыми правилами поведения в игре. Прежде всего приучают малышей к тому, чтобы они перед началом игры подумали, во что хотят играть. Это правило не определяет содержание игры, но помогает подвести маленького ребенка к целевым действиям, способствует воспитанию целеустремленности. Систематическая работа приводит к тому, что большинство детей могут определять, с какой игрушкой они будут играть, а иногда и называют тему игры. Нужно учитывать возможности каждого ребенка и определять прием воздействия на него. Особое внимание обращать на формирование у малыша интереса к игре, умение доводить игру до конца. Обычно маленькие дети не умеют этого делать, так как опыт их беден, мышление и воображение развито недостаточно. В данной группе, необходимо чаще чем в других, играть вместе с детьми. Это нужно для того, чтобы направить игру поддержать в ней интерес, сделать его более устойчивым.
У детей четвертого года жизни отличается большая потребность в общей игре, желание играть вместе6 с товарищами. Педагоги должны стремиться сделать эти объединения более длительными, устойчивыми, должны подсказывать идею общей игры.
При организации совместной игры воспитатель поощряет желание ребят вступить в игровое общение, умение практически действовать в соответствии со своими возможностями, то есть поддерживает некоторые социальные связи маленького ребенка: умение общаться, стремление показать другим свои возможности, помочь им. Научить их тому, что умеет делать сам.
Таким образом, уже на этой ступени формируем нравственно-направленную самостоятельность, обеспечивающую не только сугубо индивидуальную деятельность ребенка, необходимую для удовлетворения его собственных игровых интересов и потребностей, но и совместную.
Воспитатели должны проявлять постоянную заботу о возникновении в совместных играх теплые отношения между детьми. Делать это нужно не только путем предупреждений и устранения ссор, но в большей степени путем создания спокойной, доброжелательной обстановки во время совместной игры и благоприятных условий для ее развития. Воспитание добрых взаимоотношений между детьми осуществлять по мере развития игры, опираясь на пробудившиеся у них чувство взаимной симпатии. Необходимо находить много поводов, чтобы похвалить ребят, одобрить проявленное ими внимание к сверстникам, взрослым (вежливое обращение с просьбой, спокойный, доброжелательный тон речи) или, напротив, выразить отрицательное отношение к плохому поступку.
Учитывая большое значение подражания в воспитании детей, педагоги показывают им образцы проявления внимания друг к другу, взаимопомощи, вежливости, примеры культурного поведения. Всё это делается естественно, принимаю непосредственное участие в игре детей (Например, Ирина, играя в дочки матери, наказывает свою куклу за непослушание, воспитатель должен сесть рядом, будто он тоже мама, со своей дочкой куклой, и говорит: «Напрасно вы сердитесь на свою дочку, она ведь еще маленькая и многого не понимает, а я вот свою дочку люблю и жалею». И приласкать куклу). Играет ли взрослый вместе с детьми или косвенно влияет на их нравственное развитие, он должен всегда искренне разделять со своими воспитанниками их радости, успехи, создавать хорошее настроение, вызывать жизнерадостность. А когда ребенок в приподнятом эмоциональном состоянии, он легко выполняет различные поручения.
Литература
Поддьяков Н., «Игровая позиция – важнейшее качество личности дошкольника», ж-л «Дошкольное воспитание», №8, стр. 66., 1997 г.
Михайленко Н., Короткова Н., «Взаимодействие взрослого с игре с детьми», ж-л «Дошкольное воспитание», №3-4, 1993 г.
Шевченко В. «Игра – детская школа нравственности». Ж-л «Дошкольное воспитание», 1989 г., стр. 29.
Козлова С. «Воспитание положительного отношения к взрослым», ж-л «Дошкольное воспитание», №8, стр. 66, 1990 г.
Островская Л. «Игра – школа нравственного воспитания», ж-л Дошкольное воспитание», №12, стр. 70, 1985 г.
Михайленко Н., Пантина Н. ж-л «Дошкольное воспитание», №9, стрю 40, 1980 г.
Хромцова Л., Терентьева О «Обучение игровым действиям», ж-л «Дошкольное воспитание», №3, 1991 г.