Алёна Кашицына
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» говорил В. А. Сухомлинский. По этому я решила уделить особое внимание сюжетно-ролевой игре в жизни детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Цель: научить детей младшего дошкольного возраста сюжетно- ролевой игре.
Задачи:
Обогащение жизненного опыта детей.
Обогащение игрового опыта детей.
Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.
Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.
Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Развитие познавательных способностей детей.
Новизна заключается в следующем:
1. Игра дает возможность организовывать прежде всего жизнь самих детей, их активность и самостоятельность.
2. Организованно наблюдение окружающей жизни, труда взрослых, деятельности старших детей.
3. Подобраны сюжетно-ролевые игры для детей младшего дошкольного возраста.
Данную тему хотела бы вам раскрыть при помощи вот такого дерева, на котором выросли красивые цветы – вопросы и задания, которые мы с вами сегодня разберем.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке планов и проведения сюжетно-ролевых игр в младшем дошкольном возрасте воспитателям, родителям.
Актуальность:
Сюжетно-ролевые игры - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность самостоятельность, активность, творчество. отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Этапы сюжетно-ролевой игры.
Первый этап – ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов.
На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.
Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т. д.). Действия взрослого ребёнок переносит в самостоятельную игру. Предметно-отобразительная деятельность становится предпосылкой игровой деятельности. Взрослый постепенно приучает замещать недостающие предметы, называя их; вступает в игровые контакты с ребёнком, применяет методы прямого руководства игрой: придумывает сюжет, показывает и объясняет действия, берёт на себя роль, вовлекает ребёнка в игру, используя новую игрушку. В этом возрасте общение носит кратковременный характер.
Для реализации этих этапов я выделила основные моменты организации и проведения сюжетно-ролевой игры :
• Выбор игры определяется конкретной воспитательной задачей.
• Разработка плана игры : наметка сюжета игры, определение игровых ролей, наполнение их конкретным содержанием.
• Ознакомление с планом игры и совместная его доработка.
• Создание воображаемой ситуации.
• Распределение ролей.
• Начало игры – создание интересной игровой ситуации.
• Сохранение игровой ситуации: употреблять условную игровую терминологию, обыгрывать любое дело, включать творческие игры, организовать соревнования.
• Завершение игры.
Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, необходимо:
• Обогащать содержание игры.
• Расширять игровой опыт детей.
• Развивать творческие способности детей.
• Формировать положительные взаимоотношения детей.
Составляющие сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно- ролевая игра имеет следующие структурные составляющие:
- сюжет
- содержание
- роль
Основной компонент сюжетно - ролевой игры- это сюжет.
Сюжет игры – это та сфера, которая воспроизводится детьми.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
- бытовые (игры в семью, детский сад);
- производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин);
- общественные (игры в празднование дня рождения, в школу, в полёт на Луну).
В сюжетно - ролевой игре важна роль педагога, который в ходе игры должен уметь искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребёнка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя определённую игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре детей.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако на ряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т. д.). по мере овладения сюжетно - ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать
игре предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых учувствуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т. д.
Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.
В игре, как во всякой деятельности детей, я беру ведущую роль на себя. В игре я стараюсь многому научить детей, формирую у них моральные качества.
Советами и предложениями стараюсь поддержать интерес детей к игре, помогаю довести ее до конца. Это важно для воспитания у них настойчивости, целенаправленности. Стараюсь внушить им, что трудности преодолимы, стараюсь поднять их веру в свои силы.
Влияя на содержание игры, я тем самым влияю и на отношения между детьми. Но даже при сильном увлечении игрой ребенок не утрачивает реальных связей с окружающими людьми. Поэтому я устанавливаю некоторые правила, поведение в творческой игре, воспитываю у детей чувство ответственности перед товарищами за выполнение роли, за свои поступки. Дети стремятся в игре к жизненной правде и в то же время нарушают эту правду, по-своему изменяют события жизни. Ребенок, любящий и умеющий играть в коллективе, иногда в игре уединяется.
В игре всегда видны результаты педагогической работы. Отражение жизни в игре становится все более полным, реалистическим, действия ребенка, выражаемые им чувства делаются более осознанными, отношение к изображаемому более определенным. Воображение приобретает все более творческий характер, направляется на достижение поставленной цели, на выбор наилучших средств для этого.
Наблюдая за самостоятельными играми младших дошкольников я отметила многократное повторение однообразных действий. Заметив, что мальчик длительное время возит машину, стараюсь, включается в игру: беру на себя какую-либо роль (например, "мама" куклы) и выполняю игровые действия, которые знакомы ребенку и передают смысловые связи между предметами. Затем стараюсь под каким-либо предлогом выходить из игры и наблюдаю за детьми. Большинство малышей с удовольствием повторяют мои действия.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» говорил В. А. Сухомлинский. По этому я решила уделить особое внимание сюжетно-ролевой игре в жизни детей младшего дошкольного возраста.
Цель: научить детей младшего дошкольного возраста сюжетно- ролевой игре.
Задачи:
Обогащение жизненного опыта детей.
Обогащение игрового опыта детей.
Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.
Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.
Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Развитие познавательных способностей детей.
Новизна заключается в следующем:
1. Игра дает возможность организовывать прежде всего жизнь самих детей, их активность и самостоятельность.
2. Организованно наблюдение окружающей жизни, труда взрослых, деятельности старших детей.
3. Подобраны сюжетно-ролевые игры для детей младшего дошкольного возраста.
Данную тему хотела бы вам раскрыть при помощи вот такого дерева, на котором выросли красивые цветы – вопросы и задания, которые мы с вами сегодня разберем.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке планов и проведения сюжетно-ролевых игр в младшем дошкольном возрасте воспитателям, родителям.
Актуальность:
Сюжетно-ролевые игры - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность самостоятельность, активность, творчество. отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Этапы сюжетно-ролевой игры.
Первый этап – ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов.
На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.
Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т. д.). Действия взрослого ребёнок переносит в самостоятельную игру. Предметно-отобразительная деятельность становится предпосылкой игровой деятельности. Взрослый постепенно приучает замещать недостающие предметы, называя их; вступает в игровые контакты с ребёнком, применяет методы прямого руководства игрой: придумывает сюжет, показывает и объясняет действия, берёт на себя роль, вовлекает ребёнка в игру, используя новую игрушку. В этом возрасте общение носит кратковременный характер.
Для реализации этих этапов я выделила основные моменты организации и проведения сюжетно-ролевой игры :
• Выбор игры определяется конкретной воспитательной задачей.
• Разработка плана игры : наметка сюжета игры, определение игровых ролей, наполнение их конкретным содержанием.
• Ознакомление с планом игры и совместная его доработка.
• Создание воображаемой ситуации.
• Распределение ролей.
• Начало игры – создание интересной игровой ситуации.
• Сохранение игровой ситуации: употреблять условную игровую терминологию, обыгрывать любое дело, включать творческие игры, организовать соревнования.
• Завершение игры.
Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, необходимо:
• Обогащать содержание игры.
• Расширять игровой опыт детей.
• Развивать творческие способности детей.
• Формировать положительные взаимоотношения детей.
Составляющие сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно- ролевая игра имеет следующие структурные составляющие:
- сюжет
- содержание
- роль
Основной компонент сюжетно - ролевой игры- это сюжет.
Сюжет игры – это та сфера, которая воспроизводится детьми.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
- бытовые (игры в семью, детский сад);
- производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин);
- общественные (игры в празднование дня рождения, в школу, в полёт на Луну).
В сюжетно - ролевой игре важна роль педагога, который в ходе игры должен уметь искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребёнка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя определённую игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре детей.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако на ряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т. д.). по мере овладения сюжетно - ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать
игре предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых учувствуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т. д.
Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.
В игре, как во всякой деятельности детей, я беру ведущую роль на себя. В игре я стараюсь многому научить детей, формирую у них моральные качества.
Советами и предложениями стараюсь поддержать интерес детей к игре, помогаю довести ее до конца. Это важно для воспитания у них настойчивости, целенаправленности. Стараюсь внушить им, что трудности преодолимы, стараюсь поднять их веру в свои силы.
Влияя на содержание игры, я тем самым влияю и на отношения между детьми. Но даже при сильном увлечении игрой ребенок не утрачивает реальных связей с окружающими людьми. Поэтому я устанавливаю некоторые правила, поведение в творческой игре, воспитываю у детей чувство ответственности перед товарищами за выполнение роли, за свои поступки. Дети стремятся в игре к жизненной правде и в то же время нарушают эту правду, по-своему изменяют события жизни. Ребенок, любящий и умеющий играть в коллективе, иногда в игре уединяется.
В игре всегда видны результаты педагогической работы. Отражение жизни в игре становится все более полным, реалистическим, действия ребенка, выражаемые им чувства делаются более осознанными, отношение к изображаемому более определенным. Воображение приобретает все более творческий характер, направляется на достижение поставленной цели, на выбор наилучших средств для этого.
Наблюдая за самостоятельными играми младших дошкольников я отметила многократное повторение однообразных действий. Заметив, что мальчик длительное время возит машину, стараюсь, включается в игру: беру на себя какую-либо роль (например, "мама" куклы) и выполняю игровые действия, которые знакомы ребенку и передают смысловые связи между предметами. Затем стараюсь под каким-либо предлогом выходить из игры и наблюдаю за детьми. Большинство малышей с удовольствием повторяют мои действия.