Лучший педагог года

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младших дошкольников

Алёна Кашицына
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» говорил В. А. Сухомлинский. По этому я решила уделить особое внимание сюжетно-ролевой игре в жизни детей младшего дошкольного возраста.

Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младших дошкольников» размещена в разделах

Цель: научить детей младшего дошкольного возраста сюжетно- ролевой игре.

Задачи:

Обогащение жизненного опыта детей.

Обогащение игрового опыта детей.

Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.

Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.

Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Развитие познавательных способностей детей.

Новизна заключается в следующем:

1. Игра дает возможность организовывать прежде всего жизнь самих детей, их активность и самостоятельность.

2. Организованно наблюдение окружающей жизни, труда взрослых, деятельности старших детей.

3. Подобраны сюжетно-ролевые игры для детей младшего дошкольного возраста.

Данную тему хотела бы вам раскрыть при помощи вот такого дерева, на котором выросли красивые цветы – вопросы и задания, которые мы с вами сегодня разберем.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке планов и проведения сюжетно-ролевых игр в младшем дошкольном возрасте воспитателям, родителям.

Актуальность:

Сюжетно-ролевые игры - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность самостоятельность, активность, творчество. отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Этапы сюжетно-ролевой игры.

Первый этап – ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.

Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т. д.). Действия взрослого ребёнок переносит в самостоятельную игру. Предметно-отобразительная деятельность становится предпосылкой игровой деятельности. Взрослый постепенно приучает замещать недостающие предметы, называя их; вступает в игровые контакты с ребёнком, применяет методы прямого руководства игрой: придумывает сюжет, показывает и объясняет действия, берёт на себя роль, вовлекает ребёнка в игру, используя новую игрушку. В этом возрасте общение носит кратковременный характер.

Для реализации этих этапов я выделила основные моменты организации и проведения сюжетно-ролевой игры :

• Выбор игры определяется конкретной воспитательной задачей.

• Разработка плана игры : наметка сюжета игры, определение игровых ролей, наполнение их конкретным содержанием.

• Ознакомление с планом игры и совместная его доработка.

• Создание воображаемой ситуации.

• Распределение ролей.

• Начало игры – создание интересной игровой ситуации.

Сохранение игровой ситуации: употреблять условную игровую терминологию, обыгрывать любое дело, включать творческие игры, организовать соревнования.

• Завершение игры.

Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, необходимо:

• Обогащать содержание игры.

• Расширять игровой опыт детей.

• Развивать творческие способности детей.

• Формировать положительные взаимоотношения детей.

Составляющие сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно- ролевая игра имеет следующие структурные составляющие:

- сюжет

- содержание

- роль

Основной компонент сюжетно - ролевой игры- это сюжет.

Сюжет игры – это та сфера, которая воспроизводится детьми.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

- бытовые (игры в семью, детский сад);

- производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин);

- общественные (игры в празднование дня рождения, в школу, в полёт на Луну).

В сюжетно - ролевой игре важна роль педагога, который в ходе игры должен уметь искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребёнка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя определённую игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре детей.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако на ряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т. д.). по мере овладения сюжетно - ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать

игре предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых учувствуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т. д.

Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.

В игре, как во всякой деятельности детей, я беру ведущую роль на себя. В игре я стараюсь многому научить детей, формирую у них моральные качества.

Советами и предложениями стараюсь поддержать интерес детей к игре, помогаю довести ее до конца. Это важно для воспитания у них настойчивости, целенаправленности. Стараюсь внушить им, что трудности преодолимы, стараюсь поднять их веру в свои силы.

Влияя на содержание игры, я тем самым влияю и на отношения между детьми. Но даже при сильном увлечении игрой ребенок не утрачивает реальных связей с окружающими людьми. Поэтому я устанавливаю некоторые правила, поведение в творческой игре, воспитываю у детей чувство ответственности перед товарищами за выполнение роли, за свои поступки. Дети стремятся в игре к жизненной правде и в то же время нарушают эту правду, по-своему изменяют события жизни. Ребенок, любящий и умеющий играть в коллективе, иногда в игре уединяется.

В игре всегда видны результаты педагогической работы. Отражение жизни в игре становится все более полным, реалистическим, действия ребенка, выражаемые им чувства делаются более осознанными, отношение к изображаемому более определенным. Воображение приобретает все более творческий характер, направляется на достижение поставленной цели, на выбор наилучших средств для этого.

Наблюдая за самостоятельными играми младших дошкольников я отметила многократное повторение однообразных действий. Заметив, что мальчик длительное время возит машину, стараюсь, включается в игру: беру на себя какую-либо роль (например, "мама" куклы) и выполняю игровые действия, которые знакомы ребенку и передают смысловые связи между предметами. Затем стараюсь под каким-либо предлогом выходить из игры и наблюдаю за детьми. Большинство малышей с удовольствием повторяют мои действия.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» говорил В. А. Сухомлинский. По этому я решила уделить особое внимание сюжетно-ролевой игре в жизни детей младшего дошкольного возраста.

Цель: научить детей младшего дошкольного возраста сюжетно- ролевой игре.

Задачи:

Обогащение жизненного опыта детей.

Обогащение игрового опыта детей.

Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.

Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.

Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Развитие познавательных способностей детей.

Новизна заключается в следующем:

1. Игра дает возможность организовывать прежде всего жизнь самих детей, их активность и самостоятельность.

2. Организованно наблюдение окружающей жизни, труда взрослых, деятельности старших детей.

3. Подобраны сюжетно-ролевые игры для детей младшего дошкольного возраста.

Данную тему хотела бы вам раскрыть при помощи вот такого дерева, на котором выросли красивые цветы – вопросы и задания, которые мы с вами сегодня разберем.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке планов и проведения сюжетно-ролевых игр в младшем дошкольном возрасте воспитателям, родителям.

Актуальность:

Сюжетно-ролевые игры - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность самостоятельность, активность, творчество. отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Этапы сюжетно-ролевой игры.

Первый этап – ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.

Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т. д.). Действия взрослого ребёнок переносит в самостоятельную игру. Предметно-отобразительная деятельность становится предпосылкой игровой деятельности. Взрослый постепенно приучает замещать недостающие предметы, называя их; вступает в игровые контакты с ребёнком, применяет методы прямого руководства игрой: придумывает сюжет, показывает и объясняет действия, берёт на себя роль, вовлекает ребёнка в игру, используя новую игрушку. В этом возрасте общение носит кратковременный характер.

Для реализации этих этапов я выделила основные моменты организации и проведения сюжетно-ролевой игры :

• Выбор игры определяется конкретной воспитательной задачей.

• Разработка плана игры : наметка сюжета игры, определение игровых ролей, наполнение их конкретным содержанием.

• Ознакомление с планом игры и совместная его доработка.

• Создание воображаемой ситуации.

• Распределение ролей.

• Начало игры – создание интересной игровой ситуации.

Сохранение игровой ситуации: употреблять условную игровую терминологию, обыгрывать любое дело, включать творческие игры, организовать соревнования.

• Завершение игры.

Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, необходимо:

• Обогащать содержание игры.

• Расширять игровой опыт детей.

• Развивать творческие способности детей.

• Формировать положительные взаимоотношения детей.

Составляющие сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно- ролевая игра имеет следующие структурные составляющие:

- сюжет

- содержание

- роль

Основной компонент сюжетно - ролевой игры- это сюжет.

Сюжет игры – это та сфера, которая воспроизводится детьми.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

- бытовые (игры в семью, детский сад);

- производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин);

- общественные (игры в празднование дня рождения, в школу, в полёт на Луну).

В сюжетно - ролевой игре важна роль педагога, который в ходе игры должен уметь искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребёнка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя определённую игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре детей.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако на ряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т. д.). по мере овладения сюжетно - ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать

игре предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых учувствуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т. д.

Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.

В игре, как во всякой деятельности детей, я беру ведущую роль на себя. В игре я стараюсь многому научить детей, формирую у них моральные качества.

Советами и предложениями стараюсь поддержать интерес детей к игре, помогаю довести ее до конца. Это важно для воспитания у них настойчивости, целенаправленности. Стараюсь внушить им, что трудности преодолимы, стараюсь поднять их веру в свои силы.

Влияя на содержание игры, я тем самым влияю и на отношения между детьми. Но даже при сильном увлечении игрой ребенок не утрачивает реальных связей с окружающими людьми. Поэтому я устанавливаю некоторые правила, поведение в творческой игре, воспитываю у детей чувство ответственности перед товарищами за выполнение роли, за свои поступки. Дети стремятся в игре к жизненной правде и в то же время нарушают эту правду, по-своему изменяют события жизни. Ребенок, любящий и умеющий играть в коллективе, иногда в игре уединяется.

В игре всегда видны результаты педагогической работы. Отражение жизни в игре становится все более полным, реалистическим, действия ребенка, выражаемые им чувства делаются более осознанными, отношение к изображаемому более определенным. Воображение приобретает все более творческий характер, направляется на достижение поставленной цели, на выбор наилучших средств для этого.

Наблюдая за самостоятельными играми младших дошкольников я отметила многократное повторение однообразных действий. Заметив, что мальчик длительное время возит машину, стараюсь, включается в игру: беру на себя какую-либо роль (например, "мама" куклы) и выполняю игровые действия, которые знакомы ребенку и передают смысловые связи между предметами. Затем стараюсь под каким-либо предлогом выходить из игры и наблюдаю за детьми. Большинство малышей с удовольствием повторяют мои действия.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_ctskq.ppt | 1642,5 Кб
 
Публикации по теме:

Центр сюжетно-ролевой игрыЦентр сюжетно-ролевой игры Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизниКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни Сюжетно-ролевая игра "Семья" в средней группе. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников»Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детейРоль сюжетно-ролевой игры в жизни детей Попова Валентина. Игра- основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра делает жизнь детей интереснее и учит их познавать окружающий.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младших дошкольников
Опубликовано: 20 октября 2020 в 15:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Кашицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД