Анна Журавлева
Роль специалистов ДДИ в организации психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, Уважаемые коллеги!
Позвольте представить нам наше учреждение. Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с умственной отсталостью № 3»
Наше учреждение организовано по семейному типу в котором 9 групп, наполняемостью до 8 человек. Дети, прибывающие в группах разновозрастные, некоторые группы разнополые, таким образом, мы реализуем постановление правительства Санкт-Петербурга №481.
Все дети проживают в жилых блоках, имитирующих квартирные условия и оборудованных спальнями на 2-3 человека, санузлами, помещениями для отдыха, игр, занятий и приема пищи.
Публикация «Роль специалистов ДДИ в организации психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
На сегодняшний день в учреждении проживают и получают разные виды социальных услуг 64 воспитанника. На базе ДДИ № 3 организовано образовательная деятельность согласно лицензии на дошкольное образование.
Образовательная деятельность ведется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Образование по дошкольному воспитанию получают 7 человек и один ребенок получает дошкольное образование в ГБОУ школа № 69 структурном подразделении "Отделение дошкольного образования".
Образовательная организация, осуществляющая начальное и общее обучение воспитанников ДДИ №3 - ГБОУ школа №69 Курортного района СПб.
Количество обучающихся воспитанников ДДИ №3 - 65 человек ( из них: СИПР – 27 человека, АООП – 31 человек)
С выездом в школе обучаются 29 человек. На надомной форме обучения 17 человек.
Один воспитанник с января 2022г. проходит обучение по профессиональной Программе "Отделочник художественных изделий в ГАНПОУ ЛО "МЦ СиТИ""
Слайд №
Психолого-педагогическое сопровождение – особый вид помощи ребенку, обеспечивающий эффективность его развития в условиях учреждения социального обслуживания, процесс, включающий этапы: диагностики, коррекции, абилитации, прогнозирования и профилактики. Цель сопровождения - оказание комплексной психолого- педагогической помощи воспитанникам с интеллектуальными нарушениями.
Для психолого-педагогического сопровождения в нашем учреждении оборудованы специализированные классы для воспитательно-образовательного процесса:
Компьютерный класс Гончарная комната Кабинет логопеда Сенсорная комната
Наши воспитанники с удовольствием посещают занятия.
Слайд №
Цель психолого-педагогического сопровождения
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития;
- формировать у детей способности к саморазвитию, самопознанию и самоопределению;
- Создать специальные социально-педагогические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Для каждого этапа обучения специалисты ставят свои задачи.
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления:
диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
консультирование (индивидуальное и групповое);
развивающая работа (индивидуальная и групповая);
коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Принципы психолого-педагогического сопровождения
- Принцип педагогической организации среды жизнедеятельности воспитанников, позволяющий создавать условия (санитарно-гигиенические, психологические, дидактические) с учетом особенностей детей, как решающих факторов влияния на развитие, здоровье, коррекцию;
- Принцип личностно-ориентированного подхода, диктующий необходимость прогнозирования индивидуального развития и, подчеркивающий важность специальной коррекционно-развивающей работы.
- Принцип интегрированного характера образовательного процесса. Принцип утверждает необходимость соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно- оздоровительными, коррекционно-развивающими, социальными;
- Принцип обогащения мотивации учебной деятельности важен при целенаправленном обучении школьников с интеллектуальными нарушениями, так как у них отмечается вялость, слабость инициативы, недостаток любознательности.
-Принцип Коммуникативной направленности обучения предполагает насыщенность занятий разнообразными упражнениями, позволяющими повысить речевую активность воспитанников.
Слайд №
В нашем учреждении функционируют такие службы как Психолого-педагогическая комиссия (ППК, Психолого-медико педагогическо-социальная комиссия (ПМПСК) и служба медиации. Данные службы помогают определить образовательный маршрут ребенка и возможные трудности в освоении адаптированных образовательных программ, а так же корректировать поведение ребенка, ограждать его от конфликтных межличностных ситуаций для комфортного прибывания в детском доме.
Роль ПМПСК и ППК в психолого-педагогическом сопровождении
Значительная роль в создании системы инклюзивного образования принадлежит ПМПСК и ППк, которые являются начальным и связующим звеном между организациями общего и специального образования по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.
В государственной программе определены два магистральных направления развития инклюзивного образования в стране, в реализации которых активное участие должны принять территориальные ПМПСК.
В нашем учреждении основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ и инвалидностью, является Федеральный закон от 29декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий создавать условия для получения без дискриминации качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Основной функцией данных комиссий нашего учреждения является:
• выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего
• принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
• разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся;
• консультирование участников образовательных отношений по вопросам
актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся;
содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания
специальных условий получения образования;
• контроль за выполнением рекомендаций ППк
Результатами проведения ПМПСК является определение образовательного маршрута и условий пребывания ребенка, а ППК является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников учреждения, осуществляющих образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Взаимодействие ПМПСК и ППк является необходимым для оказания эффективной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и
Роль службы медиации в психолого-педагогическом сопровождении.
Согласно нормативному документу, регулирующим проведение процедуры медиации, является Федеральный закон № №193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) вступил в силу с 1 января 2011 года и рекомендациям Комитета по социальной политике Санкт- Петербурга с 2021 года, в нашем учреждении начала функционировать служба медиации. Это служба молодая, но на наш взгляд очень полезная и эффективно действующая по той простой причине, что в мы всегда можем обратится в службу медиации если возникает какой либо спор или межличностные конфликты.
Цель службы медиации в психолого-педагогическом сопровождении - содействовать приобретению сотрудниками «ДДИ 3» навыков разрешения конфликтных ситуаций восстановительным способом.
С помощью службы медиации решаются многие психолого-педагогические вопросы, такие как:
- обучение методам урегулирования конфликтов и методам бесконфликтного общения;
- освоение новых педагогических инструментов для разрешения трудных ситуаций и конфликтов
- развитие коммуникативных навыков и социальных способностей учителей, развивать коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;
- развитие навыков распознавания эмоциональных состояний собеседника и регулирование собственного эмоционального состояния;
- формирование готовности к оказанию помощи окружающим, развитие эмпатии. - способствовать формированию умений управлять своим эмоциональным состоянием в общении. - развить терпимость к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.
Наши ожидания и постановка задач оправданы таким образом, что:
1. Педагоги овладеют основами теории и практики медиации, т. к. это необходимо для работы с воспитанниками и смогут на практике применять полученные знания в области конфликтологии и примирительных практик.
2. Педагоги смогут выстраивать конструктивное общение со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса, смогут находить эффективные стратегии выхода из конфликтной ситуации, появится возможность конструктивно управлять конфликтами, будут освоены новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
3. Снизится уровень конфликтности, улучшится психологический микроклимат в группе.
Слайд №
Роль специалистов в психолого-педагогическом сопровождении.
Специалисты играют важную роль в психолого-педагогическом сопровождении воспитанников ДДИ № 3. Для этого создаются все необходимые условия для комфортного пребывания воспитанников в доме-интернате.
Слайд №
Роль логопеда и учителя-дефектолога в психолого-педагогическом сопровождении
Учитель-дефектолог и логопед - это специалисты, занимающиеся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Логопед выявляет уровень речевого развития, степень сформированности функций речи (регулятивной, контролирующей, планирующей, коммуникативной). Логопедическое обследование включает анализ состояния дыхательной и голосовой функций, органов артикуляции, лексико-грамматических средств, предпосылок развития связной речи и фонематического восприятия. Эти данные учитываются другими специалистами при определении адекватных средств коммуникации, выборе средств организации деятельности ребенка в ходе обследования.
Дефектолог определяет уровень сформированности сенсорной сферы, когнитивных функций, состояние ведущей деятельности и соответствие уровня ее развития физиологическому возрасту и возможностям ребенка с множественными нарушениями развития. Состояние ведущей деятельности оценивается по ряду параметров:
- состоянию мотивационно-побудительной сферы,
- операционально-технического и реализующего звеньев.
Каждое направление деятельности специалистов, такие как:
- диагностическое
-коррекционно-развивающее
- организационно-методическое
-консультативно-просветительское
- профилактическое
включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у детей с интеллектуальными нарушениями, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.
Слайд №
Роль педагога-психолога ДДИ в психолого-педагогическом сопровождении
Разрешите представить вашему вниманию систему взаимодействия педагогов-психологов с педагогическим коллективом в рамках достижения основной цели психологической службы сопровождения. А именно в цели – изучения и создания условий, максимально содействующих развитию индивидуальности обучающегося и его социализации в социуме.
В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями педагоги-психологи осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностико-аналитическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и др.
- оказывают консультативную помощь в разработке АООП, СИПР, организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников с интеллектуальными нарушениями ;
-повышают психологическую компетентность, воспитателей, и других специалистов, а также родителей;
- проводят консультирование всех участников воспитательно- образовательного процесса;
- совместно с администрацией дома - интерната проводят работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций, работу по профилактике девиантного и рискованного поведения.
Слайд №
Роль социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении
Текст из другой презентации.
Социальный педагог - основной специалист, осуществляющий контроль
за соблюдением прав любого ребенка. На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог выявляет
потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет
направления помощи в адаптации ребенка в школе и в Детском доме. Социальный педагог собирает всю возможную информацию о всех участниках психолого-педагогического сопровождения,
, совместно с другими специалистами по инклюзии устанавливает
взаимодействие с учреждениями - партнерами в области социальной
поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др.).
Слайд №
Роль школьного учителя в психолого-педагогическом сопровождении
Учитель является полноправным и — как правило — основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка, его семьи, других участников образовательного процесса. Поэтому очень важно, что бы учитель с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении в ходе урочной и внеурочной деятельности обращал внимание на всестороннее развитие ребенка.
.
Слайд №
Роль воспитателя ДДИ в психолого-педагогическом сопровождении
Огромную роль в организации развивающих условий социализации и реабилитации воспитанников отводится воспитательной работе.
Воспитатель помогает детям осуществлять трудовую реабилитацию с учетом индивидуальных особенностей, обеспечивает социально-бытовую ориентировку, организует досуговую деятельность и многое другое – воспитатель -это вторая мама. Также воспитатель осуществляет мониторинг качества воспитанности у детей с умственной отсталостью, определение путей повышения его эффективности. постоянно наблюдает, отслеживает динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Каждая из названных форм отрабатывается воспитателем с позиции коррекционно – развивающей направленности и эффективности этой формы для конкретной возрастной группы и индивидуальных особенностей детей. Занятия, проводимые воспитателем, способствуют развитию психомоторики, развитию умения наблюдать, анализировать, запоминать; раскрытию творческих возможностей, эстетического вкуса; познанию окружающего мира.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка – главная задача родителей, как основных партнеров образования.
Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
Основные принципы участия родителей постоянный контакт родителей со всеми специалистами дома-интерната приоритет интересов - «на стороне ребенка»; единство и согласованность действий; родители и образовательная организация-единомышленники; непрерывность психолого-педагогического сопровождения; мультидисциплинарность
Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого воспитанника. Надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой воспитания в ДДИ № 3, чтобы воспитательные результаты дома-интерната не «стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и учреждения, от которого страдает, в первую очередь воспитанник и его развитие.
Без организации взаимодействия всех специалистов психолого-педагогического сопровождения будет низкой, т. к. останется невостребованной информация полученная специалистами, а отсутствие обязательной обратной связи, контроля будут мешать реализовывать необходимые мероприятия в полном объеме.
Самое главное в нашей работе – это видеть искренние улыбки детей!
Спасибо за внимание!