Симонова Алиса
Роль социальных и эмоциональных компетенций детей дошкольного возраста прогнозировании адаптации к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье рассматривается роль социальных и эмоциональных компетенций детей дошкольного возраста в прогнозировании адаптации к школьному обучению. Авторы отмечают, что дети с дефицитом в этих областях подвержены риску развития эмоциональных и поведенческих проблем и социальной изоляции в школе. Воспитатели должны обладать знаниями и навыками для реализации таких программ в детском саду, уметь оценивать, контролировать и развивать социально-эмоциональные компетенции у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, социальные компетенции, эмоциональные компетенции, школьное обучение, адаптация.
Публикация «Роль социальных и эмоциональных компетенций детей дошкольного возраста прогнозировании адаптации к школьному обучению» размещена в разделах
Приобретение социальной и эмоциональной компетентности в дошкольном возрасте является одной из основных задач развития детей, которые определяют уровень психического здоровья и возможностей адаптации к школьному обучению в более позднем возрасте. Ранее исследователи отмечали, что когнитивные способности важны только для прогнозирования академических достижений. В последнее время работы авторов доказали, что когнитивные способности опосредованы социальной и эмоциональной компетентностью в прогнозировании академических успехов. По этим причинам во многих странах эти способности включены в учебные программы в дошкольном и начальном школьном возрасте [3].
Развитие социально-эмоциональных компетенций является ключевым элементом профилактических программ, направленных на снижение частоты
возникновения эмоциональных и поведенческих проблем у детей. Эмоциональная компетентность относится к выражению эмоций таким образом, чтобы это было выгодно для взаимодействия и отношений от момента к моменту с течением времени. Это касается такого набора навыков, как эмоциональное понимание, эмоциональное выражение и эмоциональная регуляция.
Социальные и эмоциональные компетенции взаимосвязаны. Чтобы приспособиться к социальным условиям, детям дошкольного возраста необходимо адекватно читать, интерпретировать и обозначать различные эмоции в себе и других и соблюдать социальные нормы выражения этих эмоций по мере взросления. Неуместное выражение эмоций, особенно негативной эмоциональности, такой как гнев или агрессия, со временем приводит к отвержению сверстников. Дети, которые чаще выражают положительные эмоции, с большей вероятностью будут положительно оценены воспитателями в плане социальной компетентности и более симпатичны сверстникам в детском саду [1].
Чтобы поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми во время игры и социального взаимодействия, дошкольники также учатся регулировать свои собственные эмоции, сохраняя и выражая полезные и уместные эмоции и подавляя те, которые не являются таковыми. Стратегии саморегуляции варьируются от простых форм, таких как объятия, сосание больших пальцев в возрасте трех лет, до более сложных, таких как переключение внимания и когнитивная перестройка в возрасте от шести до семи лет.
Социальная компетентность, с другой стороны, относится в основном к обработке социальной информации и производительности в социальных контекстах, в основном включающей три различных аспекта: соблюдение правил, социальное взаимодействие и просоциальное поведение. Доказано, что отсутствие социальных навыков приводит к проблемам в инициировании
и поддержание отношений и отвержение со стороны сверстников, а затем в экстернализации или интернализации проблем, таких, как агрессия или депрессия [2].
Хотя исследователи отмечают необходимость разработки программ социально-эмоционального воспитания детей, система дошкольного образования в большинстве сран по-прежнему в значительной степени основана на традиционном обучении, в котором когнитивные способности доминируют в учебных программах, при этом педагогический персонал, особенно имеющий большой опыт, прилагает мало усилий для сосредоточения внимания на более важных аспектах, таких как социально-эмоциональные компетенции. Нехватка времени, ресурсов, средств обучения – это лишь несколько причин, по которым внедрение новых стратегий обучения социально-эмоциональным навыкам является сложным процессом, внедрения в педагогическую деятельность многие воспитатели стараются избегать [3].
Социально-эмоциональные образовательные программы в основном многомерны, включая педагогов, родителей и сообщества и предусматривают общую подготовку по социально-эмоциональным компетенциям, управлению поведением (позитивная дисциплина) и способностям к самоуправлению.
Однако практические исследования свидетельствуют о том, что даже короткая программа развития социально-эмоциональных компетенций у детей дошкольного возраста, при правильном применении, в значительной степени эффективна. Дети развивают социально-эмоциональные навыки, если им предоставляется много возможностей в социальном контексте для их изучения и применения на практике.
Родители и педагоги являются моделями правил и стратегий социального взаимодействия, а также эмоционального выражения и саморегуляции. Кроме того, педагоги имеют возможность рассматривать повседневные конфликты между детьми как способы обучения их социально-эмоциональным навыкам, чтобы адекватно справляться с такими конфликтами [2].
Таким образом, развитие социальных и эмоциональных компетенций у дошкольников – важное направление работы воспитателя детского сада, которое позволит детям в будущем лучше адаптироваться к школьному обучению, а также позволит им преодолеть эмоциональные проблемы и научит корректировать собственное поведение.
Список литературы
1. Бахтеева Э. И. Формирование эмоциональной устойчивости социального поведения дошкольников в условиях детской субкультуры // Приволжский научный вестник. 2013. №9 (25).
2. Лаптева Ю. А., Морозова И. С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник КемГУ. 2016. №3 (67).
3. Пронина А. Н., Сушкова И. В., Яковлева И. В., Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста // Вестник НГПУ. 2017. №3.