татьяна царегородцева
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Центр развития ребенка Детский сад №9 «Родничок» г. Няндома
Сообщение из опыта работы по теме:
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Автор: Царегородцева Татьяна Михайловна
Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - это способность к познанию. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Исходя из задачи, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.
Публикация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности детей» размещена в разделах
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство постоянно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Задача педагога - не пресекать исследовательскую поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
В своей работе в этом направлении, отдаём предпочтение опытам, экспериментам, занятиям – исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Мы видим, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже, время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводят к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причине способов действий, проявления творчества.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Для ребенка важно, чтобы его папа, мама поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребенка – родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию. Поэтому в своей группе привлекаем родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием поисково-исследовательской активности дошкольников. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить условия для развития поисково-исследовательской деятельности. Во-вторых, создать атмосферу для развития поисково-исследовательской деятельности, создать атмосферу общности интересов, направленных на развитие познавательной активности детей. В третьих, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей по данной теме.
На начальном этапе провели анкетирование родителей. Всего 22 % родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка. По результатам сделан вывод, что 55% родителей заинтересованы в данной проблеме, они положительно относятся к детскому экспериментированию и понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызывают вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родители ссылаются на занятость работой и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, было постоянное стремление узнать новое, выяснить непонятное, вникнуть в сущность предметов, явлений, действий мною рекомендуется родителям проводить простейшие опыты и эксперименты в домашних условиях.
Хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание: провести опыты, описать свои исследования. При этом родителей нужно учить планировать исследовательскую деятельность.
Для полноценного взаимодействия с семьями воспитанников проведены следующие формы работы:
Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов.
собрана подборка консультаций для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Почему дошкольнику полезно быть исследователем»;
подобраны ширмы для родителей «Экспериментируем играя», «Занимательные опыты на кухне», «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми»
проведён мастер-класс «Экспериментируем играя» где дети совместно с родителями проводили занимательные опыты «Дождь в стакане», «Рисуем на молоке», «Живая звезда», «Почему расцветает цветок» и др.
изготовлены памятки для родителей: «ПОМОЧЬ, но не «СДЕЛАТЬ ВМЕСТО», буклет «Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников», папка-передвижка «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»
Разработала фотогазету «Мы юные экспериментаторы»
Также привлекали родителей к поиску информации и иллюстративного материала, в оборудовании центра науки и пополнении необходимыми материалами, созданию познавательно - развивающей среды в группе. Провела акцию «Сдай макулатуру -спаси дерево»
При подготовке детей к научно-исследовательской консультации, взаимодействовала с родителями более плотно. Проводила многочисленные индивидуальные беседы и консультации по планированию, алгоритму и проведению опытов и экспериментов по выбранной ребенком теме. Помогала родителям при оформлении презентаций к выступлению детей на конференции.
Вся работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная поисковая деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками всегда отзывчивы на просьбы и предложения.
Постепенно, шаг за шагом, дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
В заключение хочется привести мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Литература
Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М. : АРКТИ, 2004.
Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2009.
Интернетресурсы