Ольга Семашко
Роль семейного чтения в духовно-нравственном воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
О. Ш. Семашко
МАДОУ Перевозский детский сад
"Солнечный"
г. Перевоз
Роль семейного чтения в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Встречаясь с родителями, интересуюсь, чем занимаются в семье вечером. Вопрос вызывает удивление. Как чем? Приготовление ужина, уборка квартиры, а если есть старшие дети - школьники, то уроки, уроки, уроки. А отдых? Естественно, телевизор, компьютер, телефон.
Публикация «Роль семейного чтения в духовно-нравственном воспитании ребенка» размещена в разделах
А книга? Книга, которая открывает ребёнку мир, приносит наслаждение. Почему наши дети не любят читать? Причина во всех новомодных гаджетах? Не только. Попробуем разобраться в этом.
Несколько десятков лет назад даже в маленькой деревенской избе самое главное место - этажерка с книгами. Их берегли. Покупка каждой новой книги - как праздник. Её читали все. В одной семье - по очереди, в другой - все вместе, собравшись вечером за столом. А потом говорили, говорили, говорили. О героях, их поступках, переживаниях. Одних ругали, других хвалили, старались подражать им.
Считаю, что такие традиции семейного чтения необходимы возродить. Представьте себе, рабочий день закончен, все дома. Перед сном - обязательное чтение советую начать со сказок. Их любят и взрослые, и дети. Даже при дворе царя до XVIII века держали сказочника, он рассказывал царю сказки на ночь.
Читает, конечно, тот, у кого это лучше получается. Можно привлекать к этому и старших детей - школьников. И вовсе не обязательно читать всю сказку сразу. Лучше побеседовать о прочитанном, рассмотреть иллюстрации, предложить детям нарисовать свои. А с каким нетерпением они будут ждать завтрашнего вечера, чтобы продолжить не только чтение, но и разговор о прочитанном. Нужно уметь выслушать ребёнка, помочь ему разобраться в каких-то ситуациях. Если внимательно читать сказку, то можно немало узнать и о жизни народа в старые времена: о занятиях людей, их обычаях, обрядах, жилище, одежде.
А как обогащается словарный запас детей! Конечно, во время чтения или после родители должны интересоваться, всё ли понимают дети.
Даже крохотные сказки многому учат. Приведу пример.
Сказка "Репа и мёд".
Однажды говорит о себе репа:
- Я, репа, с мёдом хороша!
- Поди прочь, хвастунья! - отвечает ей мёд. - Я и без тебя хорош!
Всего несколько строчек. Два героя. Но сказка предостерегает слушателей от хвастовства, гордыни. Беседа об этом будет, пожалуй, продолжительнее, чем чтение. И какие уроки усвоит ребёнок!
Можно рассказать ребенку и о пословицах. Ведь это народная мудрость, свод правил жизни. В пословицах осуждаются глупость, лень, нерадивость, а восхваляются такие добродетели, как трудолюбие, ум, скромность. После прочтения сказки "Репа и мед" можно привести в пример такие пословицы: "Не подымай носа - споткнешься", "Сидит, надувается да три дня обувается". Попросите детей объяснить, как они понимают эти слова, расскажите, что это народное творчество. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослых, которые читают ему хорошие мудрые книги, научился отличать хорошее от плохого, понимать истинные и ложные ценности.
Конечно же, прививать любовь к чтению необходимо и на собственном примере. Если ребенок видит родителей с книгой в руках, если слышит разговоры о книгах, можете быть уверены в том, что он полюбит чтение.
Конечно, ведущую роль в духовно-нравственном воспитании детей играет семья. Задачи духовно-нравственного воспитания состоят в том, чтобы пробудить в ребенке желание стать лучше, добрее, развивать духовные потребности каждого путем его приобщения к народным и православным традициям. Тут-то и приходят на помощь произведения русского народного творчества.
Мне вспоминается стихотворение И. З. Сурикова, которое часто читали в моё м детстве:
. И начнёт мне бабка
Сказку говорить;
Как Иван - царевич
Птицу - жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.
И во сне мне снится
Чудные края,
И Иван - царевич -
Это буду я.
Да, дети представляют себя в образе любимых сказочных героев, ведь сказка тем и хороша, что даёт простор воображению.
"Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении все дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство в миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом". Эти слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Даль В. И. Пословицы русского народа. – М., 1984
2. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., Просвещение, 1990
3. Суриков И. З. Детство. Вот моя деревня. – Азбука, 2015
4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Радянска школа,1985