тамара папст
Роль родителей в развитии речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль родителей в развитии речи ребенка
Ребенок, который находится в утробе матери, уже способен слышать звуки окружающего мира. Он слышит музыку, биение сердца матери, поэтому правильно поступают те мамы, которые всячески стараются разговаривать со своим еще не родившимся ребенком : читают ему сказки, рассказывают что-то, вслух размышляют о том, как будет хорошо, когда он родится и т. д.
Публикация «Роль родителей в развитии речи ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В речи годовалого ребенка присутствует от 8 до 12 слов – это его активный словарь, т. е. слова, которые он может произнести. Но помимо активного словаря, есть еще и пассивный – это те слова, значение которых ребенок понимает. Пассивный словарь начинает активнее развиваться после первых 6 месяцев жизни, но только при условии, что родители уделяют достаточно внимания его развитию.
Вот несколько рекомендаций для родителей, которые будут полезны в развитии речи ребенка на первом году жизни:
• Больше разговаривайте с ним. Говорите с ребенком во время кормления, замены памперсов, одевании и т. д. На первых порах дети не смогут понять значения произносимых слов, но они будут чувствовать, что речь обращена к ним и у них появляется желание ответить.
• При общении с ребенком он должен видеть лицо говорящего (четкую артикуляцию, мимику). Внимание к своему лицу можно привлечь, к примеру, заколкой или накрашенными губами, но не стоит с этим перебарщивать, иначе ребенок будет заострять внимание на этом предмете, а не на самом лице.
• Ребенку следует рассказывать потешки и простые детские сказки. В них присутствует ритмика, которую ребенок чувствует с первых дней жизни. Важно не торопиться, рассказывать в спокойном темпе, четко выговаривая звуки. Своими действиями можно изображать сюжет сказки («Мишка косолапый…» - вы переваливаетесь с ноги на ногу).
• Показывая ребенку какой-нибудь предмет, нужно обязательно говорить, что это такое. Слово нужно произносить четко и внятно.
• Помимо непосредственного разговора с ребенком, давайте ему слушать звуки окружающего мира: шум воды, скрип двери, лай собак на улице и т. д. Это позволяет развивать неречевой слух, который является базой для понимания речи окружающих.
• Если вы чем-то занимаетесь, при этом ребенок находится рядом с вами, комментируйте все, что вы делаете. Особенно, если он сам принимает участие в этих действиях. Это позволяет пассивному словарю активнее накапливаться.
• Когда вы разговариваете с ребенком, не надо искажать свою речь излишним «сюсюканьем». Помните, что дети в этом возрасте активно подражают родителям, поэтому ваша речь должна быть взрослой.
• При этом нет ничего страшного, если в первый год жизни какие-то слова будут заменяться лепетными словами (к примеру, ням-ням вместо кушать). Некоторые слова дети попросту не могут произнести, поэтому не нужно создавать лишнее препятствие между невозможностью что-то выговорить и желанием сказать.
• Важно накапливать активный словарь. Задавайте ребенку вопросы, которые он может понять и ответить на них. Если он не в состоянии ответить словом, то пусть его ответом будет какое-нибудь действие: что-то принести, показать игрушку и т. д.
• Показывайте и объясняйте значение предметов в доме. Показывая холодильник, объясняйте, что это место, где хранятся продукты и т. д.
Какие могу быть отклонения от нормы
В группу риска входят недоношенные дети с небольшой массой тела, с нарушениями зрения и слуха, наличием структурных изменений головного мозга.
Одной из причин недостаточно развития речи у детей первого года жизни является педагогическая запущенность, т. е. родители не уделяют достаточно внимания развитию своего ребенка.
К тревожным сигналам, на которые стоит обращать внимание, относятся:
• В первый год жизни ребенок не фокусирует взгляд на движущемся предмете.
• Отсутствие гуления и гуканья.
• Нет реакции на эмоциональную речь взрослых.
• Гуление есть, но оно очень тихое и монотонное.
• К концу первого года жизни сохраняется примитивный лепет.
• Есть проблемы с локализацией звука в пространстве, т. е. ребенок не может найти источник звука.
• Есть сложности с глотанием, жеванием, ребенок часто поперхивается пищей и даже водой. Как правило, это является следствием поражения ЦНС.
• У ребенка отсутствует желание общаться. Он лепечет что-то на своем «языке», не изъявляя желания, чтобы его понимали.
• Вместо слов, ребенок выражает свои чувства и желания жестами и мимикой.
Если есть вышеперечисленные проблемы, то необходимо срочно обращаться к соответствующим специалистам. Обязательно обследование у невролога и отоларинголога. Затем подключаются дефектолог и логопед, которые проводят необходимы мероприятия по устранению задержки речевого развития.
Это очень важный момент, потому что задержка речи может привести к интеллектуальному отставанию от своих сверстников. Такой ребенок становится более замкнутым, возникают проблемы с коммуникацией. Если не предпринимать никаких действий, то велика вероятность того, что ребенок столкнется с насмешками и буллингом. Но важно отметить, что детская психика пластична, поэтому при раннем начале коррекции преодолеть нарушения развития речи намного проще.