Анастасия Ильина
Роль родителей в коррекции звукопроизношения воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнок не произносит отдельные звуки «л; р», группу звуков «с, з, ц» или несколько групп звуков : шипящие заменяются свистящими («коска» вместо «кошка», «зук» вместо «жук», «сяска» вместо «чашка», «сетка» вместо «щётка»); звук «л» поизноситься как «в» («вошка» вместо «ложка», звук «р» - картаво («гука» вместо «рука»).
Публикация «Роль родителей в коррекции звукопроизношения воспитанников» размещена в разделах
Родители, дети которых попадают на занятия к логопеду, недостаточно понимают, каковы методы коррекции звукопроизношения. Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Для их преодоления необходима, длительная, кропотливая коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение речевому нарушению ребенка:
1. Не ругать ребенка за неправильную речь;
2. Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
3. Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
4. Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Коррекция звукопроизношения проходит поэтапно и включает 4 этапа:
Подготовительный. Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу.
Постановка звуков. Добиться правильного звучания изолированного звука.
Автоматизация звука. Добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Дифференциация звука. Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
-домашнее задание в тетради записывает логопед;
-тетради забираются домой на выходные;
- артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать выполнение;
- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны выполняться ежедневно по 10-15 минут;
- не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься за несколько раз.
-задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) ребенок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого;
- хвалить ребенка за каждое, даже небольшое достижение.
Таким образом, исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребенка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи – это стимулирует усердие ре-бенка, придает ему уверенность в себе.