Виктория Абент
Роль родителей в формировании самооценки ребенка
▼ Скачать +Заказ
Роль родителей в формировании самооценки ребенка.
Аннотация: в данной статье рассматривается самооценка ребёнка, а также факторы и причины её формирования. Самооценка рассматривается как представления личности о самой себе, оценка личностью самой себя, своих качеств, способностей, места в социуме. Ключевая роль в формировании самооценки ребёнка приписывается родителям. Приведены примеры высказываний родителей, которые являются триггером формирования заниженной самооценки ребёнка.
Публикация «Роль родителей в формировании самооценки ребенка» размещена в разделах
Ключевые слова: самооценка, условия формирования самооценки, неадекватная самооценка, развитие самооценки.
Самооценка – это представление человека о важности своей личности, оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей, своего места в обществе среди других людей. Она является важнейшим компонентом личности. Самооценка есть база для формирования критического мышления, умения объективно анализировать окружающую действительность. Самооценка занимает важнейшее место в формировании самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, мотивов и целей своего поведения, поступков, отношения к окружающему миру, понимания своего места в мире. Самосознание же является основой развития высших психических функций, позволяя человеку, отражая внешний мир, оценив своё место в нём, познавать свой внутренний мир. Осознание себя как личности предполагает внутреннюю целостность, которая независимо от внешних обстоятельств способна оставаться сама собой.
Самооценка бывает : адекватная и неадекватная, которая в свою очередь делится на завышенную и заниженную. Адекватная cамооценка - характеризуется как оптимальное соотношение между амбициями и достижениями человека. Это ситуация, когда личности удается соотнести собственные силы с возможностями. Заниженная самооценка - это приписывание себе несуществующих недостатков, отсутствие веры в свои силы, принижение своих возможностей. Завышенная самооценка – это переоценивание индивидом своих возможностей, чрезмерные амбиции.
Не так просто определить, что же для человека большая угроза – заниженная или завышенная самооценка. Неадекватная самооценка способствует возникновению проблем в общении с окружающими, появлению внутреннего конфликта личности, психологическому напряжению. Преувеличение родителями заслуг ребенка и слишком частая похвала способствуют формированию завышенной самооценки. Ребёнок не может найти общий язык со сверстниками, потому что считает себя выше и лучше других. В общении со взрослыми такой ребенок также не может найти компромисс, потому что считает, что все вокруг должны откинуть свои желания на последний план и заняться его персоной. Из такого ребенка вырастает эгоист, который никогда не будет считаться с мнением других людей, всегда будет действовать лишь в своих интересах. Если вовремя не заняться психологической коррекцией такого ребенка, это проблема перерастёт в нарциссизм – свойство характера, заключенное в чрезмерной самовлюбленности, которая чаще всего не соответствует действительности. Если же родители не уделяют своему ребенку должного внимания, игнорируют его успехи, забывают его похвалить или даже чрезмерно критикуют ребенка, формируется заниженная самооценка. Если ребенка не похвалить за казалось бы мелочь, например, неумелый первый рисунок ёлочки, он непременно подумает, что родителям нет до него дела. Ребёнок будет чувствовать себя обделенным, ненужным, неважным. Это поспособствует развитию комплексов, чувства неполноценности, неуверенности в себе. Детям с заниженной самооценкой свойственна : пассивность, ранимость, обидчивость. Такому ребенку будет трудно найти друзей, потому что он будет стесняться, бояться показать себя. Из него никогда не вырастет сильная личность, способная принимать трудные решения, брать на себя ответственность, идти вперед к своей цели.
Что и как влияет на самооценку ребёнка? При каких условиях формируется низкая самооценка ребенка, а при каких высокая?
Одно из наиболее обширных исследований влияния семьи на развитие самооценки ребенка проведено С. Куперсмитом. Он выделил параметры семьи, которые, по его мнению, могут влиять на самооценку. Среди них — размер семьи, порядок рождения, характер отношений с братьями, сестрами и сверстниками, особенности личности матери и отца, а также их отношения. Большое внимание уделялось родительскому воспитанию как условию становления самооценки ребенка. С. Куперсмит утверждал, что эмоциональное тепло матери, принятие ею ребенка таким, как он есть, является предпосылками для формирования завышенной самооценки ребенка. Было показано, что дети любящих матерей, женщин, умеющих создать дома обстановку любви и доброжелательности, чувствовали что они нужны и их принимают такими, какие они есть, - это «легкие» дети. И наоборот, дети матерей, которые сознательно или бессознательно отвергали своих детей, не сумевших создать дома атмосферу любви - это «трудные» дети. Конечно, не все так однозначно и потому не следует сбрасывать со счетов индивидуальные особенности самих детей, в частности особенности их темперамента. Итак, любовь матери и врожденные особенности темперамента ребенка – важнейшие факторы формирования личности ребенка. Почему же в становлении самооценки ведущую роль играет именно мать? В период от рождения и до 6 лет в основном воспитанием занимается именно мама, ребенок в дошкольном возрасте – её «хвостик». Отец же включается в активное эмоциональное взаимодействие с ребенком чуть позже. Тогда для ребёнка огромную роль играет – авторитет отца, который закладывает основу восприятия семьи, ролевую картину семейных взаимоотношений.
Натаниэль Бранден в своей книге «Шесть столпов самооценки» утверждает, что большинство семей, которые нас окружают – дисфункциональны. Это семьи, порождающие неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которых существуют условия, препятствующие их личностному росту. Они постепенно становятся полной противоположностью счастливым семьям, в которых члены семьи имеют между собой тёплые, наполненные любовью, отношения. [1] В своей книге он прописывает, как, по его мнению, родители препятствуют нормальному развитию самооценки ребёнка. В основном это то, что родители, не замечая индивидуальности и особенности своего чада. Недавно они сами были детьми, но уже забыли те чувства, которые переживает подрастающее поколение и из-за этого насмехаются над детскими мыслями и чувствами. Чрезмерно опекают, либо вообще не обращают внимания на ребёнка. Всё это, по мнению Н. Брандена, уничтожает самооценку будущих взрослых.
Но даже вполне любящие родители, порой говорят своим детям фразы, которые не только не помогают выстроить жизнь лучшим образом, а скорее, наоборот, направляют ребёнка на несчастливую судьбу. Так, например, фраза: «У тебя ничего не получится» которая ненароком вылетает из уст большинства родителей, со временем становится препятствием для того, чтобы человек вообще продолжал свою деятельность и начинал делать хоть что-нибудь.
Аналогично действующие фразы:
1. «Горе моё» - подсознательно толкает ребенка совершать поступки, вызывающие у близких людей переживания;
2. «Не трогай, дай я лучше сделаю сама» - убеждает малышей в том, что они неумехи, которые не будут верить в свой успех и способности;
3. «Подруга у тебя красавицa, а ты у нас умницa» - создаёт у девочки неверие в собственную красоту и привлекательность, и со временем укрепляет уверенность в том, что она не нужна никому такая некрасивая, особенно мужчинам.
Для того, чтобы выяснить, как часто родители употребляют подобные слова, мы провели небольшое исследование - опрос, пообщавшись с семьями на детских площадках города Новосибирска. Результаты наших наблюдений и общения с родителями мы оформили в следующую статистику. Самые частые фразы, которые мы слышали: «Горе ты моё луковое», «Тебя земля не держит?», «Почему ты такой поросёнок?». Говоря это, заботливые мамочки и бабушки вытирали грязь с одежды ребёнка, не подозревая, что этими словами они вредят своему ребенку.
Дети верят каждому слову своих родителей, воспринимают всё буквально. Все перечисленные и подобные фразы, как правило, подрывают самооценку ребёнка, лишают уверенности в себе. Если малыша назвать поросёнком из-за того, что он упал в лужу, ребенок подумает, что родитель считает его плохим, а не всего - лишь расстроен из-за испачканной одежды. Рёбёнку достаточно один раз в своей жизни услышать что-то неприятное в свой адрес, чтобы запомнить эти слова на всю жизнь. Дети склонны воспринимать всё на свой счет. Если мама однажды сказала Пете, что он дурак, он будет считать себя дураком, ведь мама знает всё, ей всегда виднее, это же Мама. Особенности детского восприятия мира нужно принимать как данность.
Подведя итоги, вернемся к вопросу: как же родителям огородить своего ребёнка от страшных последствий неадекватной самооценки?
В процессе формирования личности ребенка огромный вклад вносит детский сад, школа, кружки, всевозможные хобби и увлечения, общения со сверстниками и взрослыми. Все эти жизненные этапы влияют на формирование самооценки, но всё же именно родители закладываю тот фундамент в характер ребенка, который потом практически невозможно подкорректировать, а иногда и вовсе невозможно. Ребенок – это маленький росточек, а его дальнейшая жизнь зависит от того, на какой почве он вырос. Родители выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психического мира ребенка. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия ребёнка, поддержания телесного и душевного здоровья. Нельзя перехваливать ребёнка, но и нельзя забывать отметить его успехи, когда он этого заслуживает. Необходимо приучить малыша к самостоятельности, поощрять инициативу с его стороны. Не нужно делать за малыша то, что он сможет сделать сам, например, кормить из ложки или одевать на прогулку. Пусть в первое время он похнычет и будет просить сделать это за него родителей, зато вскоре он научится самостоятельности. Никогда нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Ребёнок должен стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем его одноклассник Петя. И, наверное, самое важное – родители не должны бояться показывать свои чувства ребёнку, как можно чаще говорить о том, что они любят его.
Литература:
Аверин В. А. Психология детей и подростков. Учёб. пособие. - 2-е изд., - СПб: 1998.
Бранден Н. Шесть Столпов самооценки. 1993.
Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992.- №4.-С. 99-100.
Куперсмит С. Предпосылки самооценки. - М. : 1959.
Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во МГУ, 1983.