Людмила Зайцева
Роль развивающих игр по обучению дошкольников основам математики
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
В ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ.
ИГРА – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В жизни ребёнка она стоит на первом месте. Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Публикация «Роль развивающих игр по обучению дошкольников основам математики» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста достаточно актуальна для педагогики и психологии. Этой проблемой занимались А. С. Выготский, А. Н. Гальперин и другие учёные. Познавательная деятельность ребёнка начинается с ощущений и восприятий, а затем происходит переход к мышлению. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, представлений и восприятий, выходя далеко за их пределы. Для организации эффективного процесса познания, особое значение имеет развитие мыслительной деятельности с опорой на образную, эмоционально – чувственную сферу мышления, что в свою очередь предлагает использовать к основной деятельности дошкольников разнообразный игровой материал. Он способствует развитию творческого, логического и самостоятельного мышления.
В дошкольном возрасте важно научить ребёнка мыслит логически. Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать, значить связывать между собой разные значения, для того, чтобы в итоге получить ответ на поставленный вопрос.
Мыслительными операциями являются: анализ, синтез, сравнение, абстракция. Все эти операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникает более сложная операция – классификация.
Исходя из выше указанных операций, математика является наиболее трудным предметом в усвоении детьми. Для успешного обучения и воспитания детей необходимо пробудить интерес к занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать деятельность. И лучше всего делать это через игру. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых не удаётся сосредоточить внимание. Знания, данные в эмоциональной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены с сухими, «бездушными» терминами и упражнениями. В игре дети незаметно для себя выполняют большое количество заданий и действий.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать, поддерживать и направлять в нужное русло, в целях решения определённых учебных, воспитательных и развивающих задач. На занятиях по формированию элементарных математических представлений я стараюсь использовать разнообразный игровой материал : это дидактические игры, загадки, задачи-шутки, считалки, головоломки, шарады, геометрические наборы, «Танграм» и другие. Такой игровой материал можно включать в основную часть занятия, а если необходимо собрать внимание детей, можно использовать в начале, и в конце, когда у детей снижается умственная активность. Например: в самом начале занятия мы с детьми обязательно проговариваем установку.
«Мы спокойны всегда,
Говорим всегда красиво
Чётко и не торопливо
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Ясно чётко говорим,
Потому что не спешим».
А потом провожу «умственную гимнастику», для этого использую несложные занимательные задачки :
«Сколько лап у двух котят?»
Головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, пример: «Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок».
Загадки, задачи – шутки я использую в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений.
При подборе игрового материала обязательно надо учитывать программные требования, возрастные особенности и индивидуальность детей, а материал должен быть эстетически выдержан. Играя, ребёнок становится эмоционален, он удивляется, улыбается, добивается успеха в своей деятельности и проявляет отношение к результату. Игра способствует ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении в школе, и моя роль в этом процессе – поддерживать интересы детей.