Светлана Горецкая
Роль развивающей предметно-пространственной среды для развития художественного творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Роль развивающей предметно-пространственной среды для развития художественного творчества дошкольников»
Подготовила: воспитатель Горецкая С. Л.
Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится - в монотонном, однообразном, стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся, динамичном. Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том, чтобы способствовать полноценному психическому развитию ребенка.
Публикация «Роль развивающей предметно-пространственной среды для развития художественного творчества дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие художественного творчества во многом зависит от организации развивающей предметно-пространственной в ДОУ. Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника.
Действия с материалами и инструментами (кистью, ножницами и др.) имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т. п.
В процессе систематических занятии конструированием у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.
Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений. Учатся планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата. Именно поэтому конструирование и другие виды продуктивной деятельности воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус.
Обстановка в группах создаётся таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно сделать выбор, чем он будет заниматься. Помещение каждой группы разделено на несколько уголков, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования, продуктивной деятельности и игры.
Уголок художественного творчества способствует формированию творческой личности, развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Основная цель создания уголков творчества заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Материалы для развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Здесь дети в свободное время вместе с воспитателем рисуют, лепят, создают аппликацию.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации предметно - развивающей среды ДОО в условиях подготовки к введению ФГОСДО материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами :
-материалами для изобразительной деятельности и конструирования;
-оборудование общего назначения.
Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.
Дидактические игры, наглядный материал могут находится в тумбах, выдвижных шкафах. Детские работы (рисунки, поделки, коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Цветная палитра", "Стена успеха" и др., к которым есть свободный доступ. В некоторых группах воспитатели на таких стендах организуют выставку работ того или иного ребёнка.
Для развития художественно-эстетического восприятия уголок изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки, репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы, что важно в среднем дошкольном возрасте.
Важным для детей дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры "Чудесный мешочек".
Обогащение развивающей среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создаёт образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром, предоставляет ему свободу выбора, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
Содержание предметно - развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.
В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, а его потребности найдут воплощение в системе действий.
Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми. Такой деятельностью они могут заниматься и самостоятельно, без помощи взрослого, насколько позволяют им их умения и навыки, а также предложенные материалы. Но навыки и умения у дошкольников разные, и не всеми материалами умеют владеть дети. В этом им должен помочь взрослый, в частности педагог. Сегодня в обучении детей изодеятельности перед педагогами стоит одна задача - развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.
Создавая развивающую среду и формируя изобразительные навыки дошкольников, необходимо ориентироваться на возраст ребенка.
Детей двух - трех лет - первая младшая группа. Задача этого возраста - сенсорное развитие ребенка, в том числе и в изодеятельности. Здесь рано еще знакомить детей с эталонами формы и цвета, но нужно познакомить со свойствами и качеством изоматериалов, пробудить интерес к ним и желание действовать с ними. Нужно позаботиться о том, что, прежде чем научить ребенка что-то изображать, у него должны быть представления о том, что из себя представляет тот или иной изобразительный материал. Поэтому любой новый материал ребенок должен апробировать. Надо дать ему возможность самостоятельно "помалевать" красками (любыми, карандашами, мелками, шариковой ручкой, фломастерами, научите его действовать свободно. Подготовить бумагу разного формата и величины, пусть дети рисуют на любых больших листах, в разном направлении, изобразительный материал, цвет используют по своему усмотрению. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с такими техниками изображения, как кляксография, рисование пальцами.
Для фланелеграфа или просто для раскладывания на столе хорошо иметь набор любых предметов, геометрические фигуры разного цвета и величины. Из геометрических фигур уже можно учить детей составлять любые предметы (неваляшка, домик, башня, цветок, солнце и др., а из отдельных предметов - маленькие сюжеты.
Повседневно давать возможность детям лепить из глины: скатывать и раскатывать на столе, украшать изделия (налепом, рельефом).
Детей трех лет (вторая младшая группа) необходимо побуждать их изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Ставится задача учить детей не впрок, а исподволь, по мере необходимости и тому, в чем нуждается ребенок в настоящий момент. Собственный опыт ребенка должен опережать овладение им теоретическими и практическими знаниями, вызывая живую потребность в них.
В этом возрасте продолжается и решение поставленной ранее задачи, а именно - сенсорное развитие. Малыши знакомятся с техниками изображения, а значит, с новыми возможностями изобразительных материалов. Сначала покажите, а затем предоставьте возможность ребенку самостоятельно порисовать цветным клейстером. Пока у детей есть интерес, нужно предоставить им возможность выбора: разноцветный клейстер, обязательно плотная бумага, мягкие или щетинные разного размера кисти, поролон. Пусть ребенок поэкспериментирует: мягкой кистью клейстер ложится ровно; щетинной - не вся поверхность закрашивается; похлопать ладошкой - совсем иная фактура, а если провести кусочком рифленой коры по поверхности бумаги, окрашенной клейстером, то появится что-то таинственное. Такие упражнения развивают воображение дошкольников. Поскольку ребенок уже познакомился с особенностями клейстера, предложим рисование на накрахмаленной ткани. Для этой цели предлагается бумага, различная по цвету и форме. Можно предложить различные накрахмаленные детали (воротничок, юбка-солнцеклеш для куклы или для уголка ряжения, скатерть, салфетки, косынки для кукольного уголка). Расписывают дети любыми материалами (краски, фломастеры, восковые и живописные мелки). Многое привлекает их внимание. С большим интересом ребята используют такую технику, как рисование печатками. Для этой цели им предлагаются различная форма и цвет бумаги. В данном случае поможет коробка "1000 мелочей", ее можно назвать и по-другому, например, "Всякая всячина", где сосредоточено все, что бывает лишним, или то, что интересно детям. Например, различные камешки, ракушки, косточки, крупные семечки, кусочки ткани, коры, фольга, ручки, крупные пуговицы и многое другое. Ко всему этому нужна штемпельная подушка, которую можно сделать самостоятельно. Ребенку интересно оставлять различные отпечатки на месте бумаги разными предметами и разным цветом, штамповать густо и редко. Для этой цели можно предложить различные силуэты предметов (укрась елку, декоративный цветок, осенний лист, дерево и др.).
В этом возрасте можно познакомить детей с таким средством художественной выразительности, как линия. Это легко сделать. Большой лист бумаги может быть представлен в форме дома, в котором будут "жить" волшебные линии. Педагог постепенно, и последовательно знакомит детей с линиями (это, конечно, можно делать в игровой форме). Прямая, волнистая, короткая штриховка, зигзаг и другие линии - чем не волшебство! Эта линия толстая, прямая, ленивая и т. д. ; заметь, чем похожи и чем различаются эти две линии; что и как можно сказать об этих линиях?.
Арсенал линий дети смогут продолжить в любое время, используя различный изобразительный материал. Когда накопятся представления о линиях, можно изображать отдельные предметы, используя эти знания. Например, дети нарисуют ствол дерева, а, рисуя крону, используют любые линии.
Что касается лепки, то дети с удовольствием работают с любым пластичным материалом, будь то глина или пластилин. Но лучше всего предоставить возможность лепить из глины, украшать вылепленные изделия (стекой, различными печатками, налепом). Такой материал, как тесто, завораживает ребенка, развивает его интерес, стимулирует. Конечно, тесто не может постоянно находиться в развивающей среде, но такие "праздники" для детей устраивать необходимо. Рано предлагать малышам лепку из соленого теста - дети все равно попробуют на вкус, да им и непонятно, почему выпеченное изделие нужно раскрашивать гуашевыми красками. Поэтому лучший выход - лепка из песочного теста, как из самого пластичного. Можно предложить рецепт очень простого теста: стакан рассола (из-под огурцов, помидоров, капусты, арбузов, чайная ложка соды, стакан растительного масла и мука (чтобы получилось мягкое пластичное тесто). Вылепили - испекли. Сколько детской радости! Тесто можно расцветить соком моркови, свеклы, пищевыми красителями.
Средняя группа (4-5лет)- это время серьезного знакомства дошкольников с эталонами цвета. Поэтому уголок изодеятельности в течение года педагог пополняет различными дидактическими играми на развитие чувства цвета : это и цветовой спектр (радуга, и различные эталоны цвета, и дидактические игры, и цветовые дорисовки. Большую работу по развитию чувства цвета можно проводить, используя фланелеграф. Например, игра "Кап и капельки". Детям предлагается набор деталей различной величины в цвета, похожих на каплю. Из них сначала можно складывать различные декоративные узоры, затем цветы, разные растения, птиц, животных. Детали - капли можно группировать по цвету и величине. Цветок, например, можно собрать следующим образом: к середине маленькие "капельки" острыми кончиками синего цвета, по краям - "капельки" крупнее, голубого цвета. Из оранжевых "капелек" можно сложить белку: большая "капля" - туловище, поменьше - голова, чуть-чуть вытянутая "капля" - хвост, еще меньше - лапы, уши.
Такая игра не только увлечет детей, но и будет способствовать развитию наблюдательности, памяти, внимания, воображения; дети усвоят множество цветов и оттенков, поймут, что такое колорит. Используя предложенные детали, можно составлять небольшие сюжеты, а, поняв смысл, дети смогут рисовать "капельками" самостоятельно. Это один из интересных приемов. В течение года педагог покажет разные цветовые эталоны, научат правильно называть цвет: дети узнают, что в природе существуют только три основных цвета (красный, синий, желтый, остальные производные, то есть получаются путем смешивания; что есть удивительные оттенки с интересными названиями, так называемые опредмеченные цвета (вишневый, лимонный, кирпичный, небесный и многие другие). Дети поймут, запомнят тогда, когда убедятся в этом практически, пользуясь наглядностью среды. К примеру, в уголке изодеятельности есть картинки или отдельные предметы, изображающие окружающий мир. Детям предлагается отложить предметы или картинки с изображением овощей и рассказать о том, какие цвета "придумали" для нас овощи (свекольный, баклажановый, морковный); ягоды (вишневый, малиновый, кизиловый); явления неживой природы (небесный, песочный, солнечный) и т. д. Используя игры и предметы, малыши смогут убедиться в том, что радуга как бы разделена на две части - холодная и теплая. Холодные цвета напоминают о сосульках, о дождевых тучах, глубокой холодной реке, о вечерних сумерках, о прохладе, а теплые - это огонь, солнце, радость. Пусть в этом прохладе, а теплые - это огонь, солнце, радость. Пусть в этом убедятся сами дети, смешивая краски, подбирая цвет бумаги, рассматривая колорит на лоскутах ткани, раскладывая нитки разного цвета и качества на фланелеграфе ("Ниткография"). Имея такой багаж знаний о цвете, они легко освоят новые техники изображения: рисование по сырому, витражное рисование, монотипия, цветной граттаж.
Иначе "зазвучат" кляксография, рисование пальцами, цветным клейстером. Детям к концу года под силу такие темы для изображения, как "Свежий воздух", "Нарисуем краски утра", "Золотая осень", "Пушистый зверек", "Сияние звезд", "Маки (васильки, одуванчики) в зеленой траве". Или задания типа: используя зубастую, веселую, волнистую линии, нарисуй, что ты захочешь. Какая картинка у тебя получилась?.
Что касается аппликации, то с этой целью ребенок использует разные материалы (бумага, ткань, пух, мех, засушенные листья, цветы, веточки, листья кукурузных початков и многое другое). Он уже должен знать свойства и качества бумаги и других материалов, чтобы определиться, какой из них лучше использовать в том или ином случае. Разумеется, будут неудачи, разочарования, но неугасимый интерес поведет дальше, появятся навыки, а за ними - первые проявления творчества. Поэтому запас знаний и навыков, полученных в этих группах, будет способствовать развитию творческих способностей. Как раз такая задача и решается в старшей и подготовительной группах. Здесь нужно продолжать художественное развитие : закрепляются знания об изобразительных материалах, форме, величине, цвете, о средствах художественной выразительности (линия, цвет, композиция, перспектива). Детей очаровывают разные жанры живописи, репродукции которых они рассматривают в уголке изодеятельности, где знакомятся с творчеством художников; их привлекают народные игрушки, росписи, завораживают скульптуры малых форм. Дети смелее пользуются разными техниками изображения, попутно знакомясь и с новыми - рисование набрызгом, цветным пластилином, акватушь. В создании рисунка уместны разные материалы (краски, карандаши, акварельные мелки и другие понравившиеся сочетания). Педагог подсказывает, корректирует работы детей. Поэтому в этих группах, как нигде, необходимы разнообразные материалы. Воспитатель не забывает учить содержанию принадлежностей в порядке, аккуратно ими пользоваться; закончив работу, убирать на место и в то же время работать свободно; использовать все, что необходимо в данный момент.
Можно рисовать и туг же наклеивать или наоборот, таким образом стремясь к созданию коллажей. Предоставьте детям возможность работать на больших листах бумаги, коллективно, хотя их увлекает и графика (рисование тушью, черной пастой, графитным карандашом на небольшом листе бумаги, как бы в миниатюре).
Особого внимания заслуживает лепка. Лепят из глины, кондитерского теста, пластилина, из соленого теста (200 г воды, 200 г соли экстра и мука, чтобы получилось пластичное тесто). Соленое тесто выпекается в духовке или сушится в естественных условиях, затем расписывается красками. Из плоскостных или полуобъемных фигурок соленого теста можно составлять коллажи. Используются разные подручные материалы, стеки, чеснокодавка.
В этих возрастных группах работают не только по интересам, но и по потребностям, понимая значимость своей деятельности. Это может быть подготовка персонажей кукольного театра, подарок маме, папе, другу; создание игрушек и многое другое. Дети могут изготавливать дидактические игры: "Лото", "Парные картинки", "Что лишнее", "Собери по цвету", "Что растет в лесу (саду, огороде?", "Теплый-холодный" и др.
В старшем возрасте перед дошкольниками раскрывается мир во всей его сложности и многозначности: теперь у ребенка более богатые представления. Он уже понимает, что с помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги радость или гнев, печать или страх, а можно создать впечатление покоя и равновесия. Развитие воображения помогает создавать персонажи, которых на самом деле не существует. Появляется возможность моделировать ситуации. Поэтому детям предлагаем такие задания : нарисуй с закрытыми глазами, нарисуй двумя руками одновременно; сказочные птицы и звери, лес Берендея, другая планета и т. д. Такой прием, как сотворчество взрослого и ребенка в старших это вызывает живой интерес у детей. На отдельных листах бумаги (больших и маленьких, разной формы и цвета) педагог выполняет только начало изображения, а ребенок его закончит так, как придумает сам. Это может быть конкретное изображение, например, дорисовать цветок, машину, солнце или вообще, дорисовав, получить то, что захочет ребенок. Покажите детям, как можно изобразить дерево или любой другой предмет, используя подручные предметы (веревка, скакалка, камешки, плоды, листья, песок, мятая бумага, коробки, детали строительного материала и многое другое, все то, что должно находиться в изоуголке). Чем больше детям будет предложено различных упражнений для развития воображения, тем быстрее они станут работать творчески, самостоятельно планируя свою деятельность.
Как указывалось выше, восприятие и жизненный опыт играют немаловажную роль в творчестве малыша. Поэтому во всех возрастных группах педагоги должны позаботиться о том, как ребенок сможет накопить нужные знания и представления.
В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.
Исследуя среду, ученые по разному определяли ее воспитательный потенциал: среда наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В. С. Библер, формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н. В. Гусева, Л. П. Буева); представляют целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В. А. Нечаев).
Л. И. Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция Л. И. Божович позволила осуществить поиск организации среды в двух условиях : духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней.
Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.
Ярким примером умения импровизировать является формирование развивающей среды в студии изобразительной деятельности детей.
Изостудия в детском саду создается как система помещений и условий, способствующих самовыражению ребенка в творчестве, то есть в разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств, в том числе конструирования, компьютерной графики. В традиционных художественных занятиях и ремеслах ребенок обогащает свой внутренний мир, размышляет о том, что его поразило и взволновало в широком окружающем мире. В изостудии у ребенка на базе сформированных способностей самовыражения развивается такая важнейшая форма познавательной активности, как проектное мышление.
Создавая условия, побуждающие ребёнка к творчеству, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени креативные наклонности. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы и обеспечивает эффективную организацию творческого развития способностей и интересов детей.