Евгения Ковалик
Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. При этом базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка. В современных условиях каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности по этому важному вопросу.
Публикация «Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одно из самых главных условий воспитания здоровых детей - ПРОГУЛКА.
Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития здоровой личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, представляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяют его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками.
Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов:
• Разнообразные наблюдения;
• Дидактические занятия;
• Трудовые действия;
• Подвижные игры и игровые упражнения.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе практически все время с момента прохода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна. В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день. Только при температуре воздуха ниже -15 градусов С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или её отмены. Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграть со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воробьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).
Кроме того, прогулка планируется с учетом организации рациональной двигательной активности детей и её педагогического руководства в процессе игр и упражнений. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида деятельности на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице, с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом.
При подборе игр и упражнений учитываются такие факторы, как времена года, погодные условия и место их проведения. В весенне-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний. Учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями. Необходимым приемом в руководстве двигательной активности является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой активности (игры с песком, дидактические игры…., а малоподвижных – на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (бег со скакалкой, игра в мяч….).
Все педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.