Екатерина Александровна Фекина
Роль семьи в укреплении здоровья ребенка-дошкольника
▼ Скачать +Заказ
Аннотация
Роль семьи в воспитании здорового ребенка огромна. Молодое поколение родителей не до конца осознает тот факт, что растущие рядом дети копируют их образ жизни, подражают своим родителям в силу возрастных особенностей.
На встрече с родителями рассматриваются отдельные компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) и роль семьи в формировании привычки к ЗОЖ. Обсуждение проблем, поднятых в ходе дискуссии, повышает активность воспитывающих взрослых: родителей, педагогов.
Публикация «Роль семьи в укреплении здоровья ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Особое внимание акцентируется на здоровье ребёнка, как наивысшую ценность для каждого родителя. Родительское собрание преследует задачу в формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении собственного здоровья, здоровья ребенка и всей семьи.
В ходе родительского собрания использованы презентации, видеозапись детей, выступление детей с аэробикой. Родители могли испробовать целебные чаи, получить памятки.
Ход собрания:
1. Выступление детей с аэробикой
2. Введение в тему. Презентация «Здоровая семья-здоровый ребенок»
3. Дискуссия «Что мешает нам вести здоровый образ жизни?»
4. Презентация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду «Вот так мы и живем»
5. Принятие решения
Родительское собрание
«Роль семьи в укреплении здоровья ребенка-дошкольника»
Цель тематического родительского собрания:
• Объединение усилий в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников и формирования представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
• Формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания здорового ребенка
Оборудование и наглядность:
• Аудиозапись беседы с детьми
• Презентация теоретической информации
• Презентация физкультурно-оздоровительной работы в д/саду
• Плакаты «Здоровый ребенок-успешный ребенок», «Здоровье еще не все, но и без него все-ничто», «В здоровом теле-здоровый дух»
• Буклеты «Психическое здоровье детей», «Гигиена полости рта», «Вредные привычки», «Полезное питание».
• Целебный чай (из трав)
Этапы подготовки:
• Анкетирование родителей.
• Подготовка рабочих материалов творческой группы.
• Разработка «памяток» для родителей.
• За неделю до встречи с родителями в группе вывешивается объявление, раздаются – приглашения.
• Подготовка презентации
План собрания:
1. Выступление детей «Аэробика»
2. Введение в тему. Презентация «Здоровая семья-здоровый ребенок»
3. Дискуссия «Что мешает нам вести здоровый образ жизни?»
4. Презентация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду «Вот так мы и живем»
5. Принятие решения
Ход (слайд 1)
1) Здравствуйте, уважаемые наши родители!
Мы говорим вам «здравствуйте», а это значит, мы всем вам желаем здоровья!, Давайте поприветствуем так же друг друга, но не совсем обычным способом: улыбнуться соседу справа и сказать: «Очень рад тебя видеть!» и т. д.
Согласитесь, здоровье– самая главная ценность человека. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем!
Восточная мудрость гласит:
"Если ты думаешь на год вперед - посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека".
Человек –часть природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни,наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье -не все, но и без здоровья все- ничто»-говорил мудрый Сократ.
Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми
Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровье? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Сегодня мы вместе с вами поговорим об этом. Итак, тема сегодняшней нашей встречи будет посвящена роли семьи и детского сада в здоровье детей.
Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом здоровье, но и психологическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, низкий социально-экономический уровень жизни населения привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений - детские неврозы.
Очень важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста. Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.
Рассказы же нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни. А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя.
В жизни есть важное правило:"Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Здоровье детей - забота всех. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно, взаимодействуя семьи с детским садом.
Слово заведующей:
(Слайд 2) Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных приоритетных задач детского сада. Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно — правовыми документами, как Закон РФ «Об Образовании». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте». Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья.
Мы руководствуемся следующими законодательными документам: –это «Закон об образовании РФ», в котором указано,что родители отвечают за физическое развитие своего ребенка, ФГОС и др. Перечисленные документы и меры. принимаемые органами управления образованием, помогают достичь определённых результатов стабилизации. а в детских садах качественного улучшения детского здоровья.
Творческой группой детского сада разработана программа по физкультурно-оздоровительной работе «Будем здоровы!»,которая реализуется в наших стенах. Но наша свами задача объединиться для ее полной реализации и только тогда мы получим результат-здорового ребенка.
Ну, а каков он, здоровый ребенок?
(Слайд) Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям - взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.
Конечно, здесь дан "портрет" идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому – к детям.
На вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. «Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».
В преддверии подготовки к родительскому собранию, мы побеседовали с детьми. Давайте послушаем, что они говорят о здоровье.
2) Аудиозапись беседы
Так что такое здоровье? Что включает в себя понятие «здоровый образ жизни?»
3) Презентация
Так что такое здоровье? Что включает в себя понятие «здоровый образ жизни?»
(слайд 3)Что такое здоровье?
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Здоровье- это состояние динамического равновесия
(слайд 4) Что такое ЗОЖ?
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
(слайд 5) Составляющие здорового образа жизни семьи
1. Режим дня и положительный эмоциональный настрой в семье.
2. Полноценный сон
3. Утренняя зарядка
4. Рациональное питание
5. Совместные физические упражнения
6. Ежедневные закаливающие мероприятия
7. Полезное времяпровождение, исключая привыкание к вредным привычкам
(слайд 6) Факторы, разрушающие внутреннее равновесие человека:
1) инфекции
2) травмы
3) переохлаждение
4) стресс
5) сильные эмоциональные переживания
6) воздействие различных вредных привычек.
(слайд 7) От чего предостеречь чересчур заботливых родителей?
1. Один из способов поощрения-побаловать своего ребенка вкусненьким, сладеньким, тем, что сам захочет.
5продуктов, которые убивают человечество:
1. Сладкие газированные напитки
2. Картофельные чипсы
3. Сладкие батончики
4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты
5. Жирные сорта мяса
2 Неправильное организованное питание
(слайд 7) Враги здорового образа жизни (ЗОЖ)
1. Питание всухомятку
2. Питание наспех
3. Питание с большими перерывами
4. Употребление жевательной резинки для утоления голода или просто перед едой
5. Употребление копченостей, жареной, острой, горячей и,напротив, холодной пищи
(слайд 8) Враги здорового образа жизни (ЗОЖ)
6. Курение и алкоголь
7. Употребление крепкого кофе
8. Длительный прием или в больших количествах лекарственных препаратов
9. Нервный стресс
10. отсутствие привычки мыть руки с мылом
(слайд 9) Враги ЗОЖ
11. Мобильные телефоны
12. «Интернетоголия»
(слайд 10) «Семья- это первичная сфера, где ребенок учится делать добро» В. А. Сухомлинский
Семья формирует черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение.
Выделение воспитательной функции семьи как основной имеет большой общественный смысл. Не зря говорят «Тот отец, кто воспитал, а не тот, кто родил».
К сожалению сегодня на лицо кризис российской семьи, и как следствие-ухудшение здоровья членов семей, причем, не только пожилых, но и молодых.
(слайд 11) «В здоровом теле-здоровый дух»
Дети тянутся к хорошему. Игра, поход, экскурсия объединяют семью, сплачивают, развивают и, тем самым, делают всех ее членов более крепкими, выносливыми, закаливают их организм и волю.
(слайд 12) Это еще не все,но…КОНЕЦ
Таким образом, мы поняли, что состояние здоровья зависит от многих факторов, среди которых важная роль принадлежит образу жизни в семье.
4) Результаты анкетирования
- В преддверии подготовки к родительскому собранию Вам, уважаемые наши собеседники, был предложен ряд вопросов. Вы ответили, а сейчас мы озвучим результаты проведенного анкетирования.
5) Мини-дискуссия «Что мешает нам вести здоровый образ жизни?»
«Какие из компонентов по формированию ЗОЖ Вам кажутся наиболее проблемными, трудно решаемые?»
(ответы обобщаются, благодарим участников мини-дискуссии, представляет спектр выявленных проблем)
А сейчас просим всех закрыть глаза (родители закрывают глаза). Звучит музыка (шум воды).
Представьте себе: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья (родители открывают глаза).
6) Презентация «Вот так мы и живем» или «Скажем здоровью,Да!»
Заключение Таким образом, мы с вами пришли к единогласному выводу, что добиться положительных результатов в процессе формирования у детей устойчивой привычки к ЗОЖ можно только в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи. И сотрудничество это должно строиться на взаимоуважении и доверии друг к другу.
Будьте здоровы!
(Раздаются памятки и буклеты)
/Родителям предлагаются испить целебный чай из трав//
Список литературы
1. Давадова О. И,Богославец Л. Г. Работа с родителями в ДОУ- М. : Сфера, 2005.
2. Дошкольное воспитание. Научно-практический журнал №10,2014.
3. Дошкольная педагогика. Научно-практический журнал №5 / Санкт
Петербург: «Детство-пресс», 2006.
4. Козлова А. В. Работа с семьей - М. : Сфера, 2005.
5. Лещинская-Гурова О. В. Игра и психологическое здоровье дошкольника-Ни. Новгород. 2002.
5 .Метенова Н. М. Родительское собрание / Ярославль: 2013.
6. Новый Федеральный закон в Российской Федерации- М. :Проспект,2013.
7. Справочник старшего воспитателя №2, 2013.
8. Зверева О. Л,Кротова Т. В. Общение педагога с родителями. Методический аспект –М. : Сфера, 2005.