Ирина Булгакова
Роль проектной деятельности в приобщении детей дошкольного возраста к культуре многонационального народа Российской Федерации
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем. В дошкольном возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, где происходит его становление и развитие. Именно в дошкольном возрасте происходит становление таких нравственных ценностей, как уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпимость, умение уступать и прощать и т. д.
Публикация «Роль проектной деятельности в приобщении детей дошкольного возраста к культуре многонационального народа Российской Федерации» размещена в разделах
Сейчас мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях.
Проектная деятельность является одним их эффективных средств духовно - нравственного воспитания дошкольников. Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей.
Информация о примерном содержании проекта представлена в памятке.
Значимость проектной деятельности заключается в следующем:
Способствует «погружению» детей в изучаемую тему. Дети получают новую для себя информацию, овладевают навыками ценностного отношения к окружающему миру.
Развивает познавательный интерес к культурному наследию, традициям и ценностям российского народа.
Адаптация в социальной среде. У детей вырабатываются навыки социального, ценностно-ориентированного поведения, способов сотрудничества в соответствии с принятыми в данной культуре нормами и ценностями.
Позволяет повысить самостоятельную активность детей. Дошкольники учатся самостоятельно находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. В проектной деятельности участвуют педагоги и родители, которые могут быть не только источниками информации, но и непосредственными участниками образовательного процесса. Совместная работа над проектом объединяет участников и вызывает устойчивый интерес к совместному творчеству. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию, у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании нравственно-духовных ценностей трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группах дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта.
Примерные задачи, которые можно решить в ходе реализации проектов в контексте обсуждаемой темы:
- Расширять представления о семье, о детском саде, о родном городе, о родной стране.
- Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.
- Развивать интерес к русской культуре, национальным костюмам.
- Воспитывать чувство гражданственности, гордости за свою малую Родину.
- Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.
- Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно-нравственном воспитании детей.
Формы работы по проекту
Работа с детьми:
- чтение и рассматривание познавательной и художественной литературы, энциклопедий, иллюстративного материала;
- проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми;
- продуктивная деятельность;
- проведение образовательной деятельности;
- участие в акциях: «Полевая почта», «Бессмертный полк», «Экологический марафон», «Покормите птиц зимой» и др. ;
- трудовые поручения в группе и на участке детского сада;
- связь с социумом: посещение музеев, библиотек, выставок.
Работа с родителями:
- ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами;
- привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ;
- проведение бесед, оформление стенгазет;
- проведение совместных мероприятий.
Продукты проектной деятельности :
- оформление уголков;
- оформление мини-музея;
- оформление экологической тропы;
- оформление панно «Мой город»;
- проведение народных праздников, тематических часов досуга и проч.
С целью формирования представлений и знаний об истории родного города, достопримечательностях и памятниках был реализован проект «Край родной, навек любимый». (2021 г.)
Семейные ценности всегда были значимы для народов России. Тема семьи, семейных взаимоотношений стала предметом обсуждения в рамках реализации проекта «Вкусные истории». (2024 г.)
Проект «Новогодняя школа волшебников» (2023 г.) был разработан и реализован с целью приобщения к культуре новогоднего праздника, его традициям.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Памятка для педагогов по организации проектной деятельности
В паспорте проекта необходимо обозначить:
- актуальность
- цели и задачи
- состав участников
- тип проекта
- продолжительность
- предполагаемые результаты
- ресурсное обеспечение проекта
Последовательный перечень этапов проекта
Этапы Содержание Сроки
Организационно - подготовительный - обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
- определение целей и задач проекта;
- создание условий для реализации проекта (подбор и изучение литературы, материалов, пособий);
- изучение степени потребности родителей и желания сотрудничества.
Практический - составление плана мероприятий с детьми, родителями и педагогами;
- подбор игр, пособий, произведений художественной литературы, мультфильмов для детей;
- подбор информационных материалов для родителей и воспитателей по теме проекта.
Заключительный - продукт проекта