Получи документы

Роль проектной деятельности в приобщении детей дошкольного возраста к культуре многонационального народа Российской Федерации

Ирина Булгакова
Роль проектной деятельности в приобщении детей дошкольного возраста к культуре многонационального народа Российской Федерации
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем. В дошкольном возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, где происходит его становление и развитие. Именно в дошкольном возрасте происходит становление таких нравственных ценностей, как уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпимость, умение уступать и прощать и т. д.

Публикация «Роль проектной деятельности в приобщении детей дошкольного возраста к культуре многонационального народа Российской Федерации» размещена в разделах

Сейчас мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях.

Проектная деятельность является одним их эффективных средств духовно - нравственного воспитания дошкольников. Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей.

Информация о примерном содержании проекта представлена в памятке.

Значимость проектной деятельности заключается в следующем:

Способствует «погружению» детей в изучаемую тему. Дети получают новую для себя информацию, овладевают навыками ценностного отношения к окружающему миру.

Развивает познавательный интерес к культурному наследию, традициям и ценностям российского народа.

Адаптация в социальной среде. У детей вырабатываются навыки социального, ценностно-ориентированного поведения, способов сотрудничества в соответствии с принятыми в данной культуре нормами и ценностями.

Позволяет повысить самостоятельную активность детей. Дошкольники учатся самостоятельно находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. В проектной деятельности участвуют педагоги и родители, которые могут быть не только источниками информации, но и непосредственными участниками образовательного процесса. Совместная работа над проектом объединяет участников и вызывает устойчивый интерес к совместному творчеству. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию, у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании нравственно-духовных ценностей трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группах дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта.

Примерные задачи, которые можно решить в ходе реализации проектов в контексте обсуждаемой темы:

- Расширять представления о семье, о детском саде, о родном городе, о родной стране.

- Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.

- Развивать интерес к русской культуре, национальным костюмам.

- Воспитывать чувство гражданственности, гордости за свою малую Родину.

- Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.

- Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

- Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно-нравственном воспитании детей.

Формы работы по проекту

Работа с детьми:

- чтение и рассматривание познавательной и художественной литературы, энциклопедий, иллюстративного материала;

- проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми;

- продуктивная деятельность;

- проведение образовательной деятельности;

- участие в акциях: «Полевая почта», «Бессмертный полк», «Экологический марафон», «Покормите птиц зимой» и др. ;

- трудовые поручения в группе и на участке детского сада;

- связь с социумом: посещение музеев, библиотек, выставок.

Работа с родителями:

- ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами;

- привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ;

- проведение бесед, оформление стенгазет;

- проведение совместных мероприятий.

Продукты проектной деятельности :

- оформление уголков;

- оформление мини-музея;

- оформление экологической тропы;

- оформление панно «Мой город»;

- проведение народных праздников, тематических часов досуга и проч.

С целью формирования представлений и знаний об истории родного города, достопримечательностях и памятниках был реализован проект «Край родной, навек любимый». (2021 г.)

Семейные ценности всегда были значимы для народов России. Тема семьи, семейных взаимоотношений стала предметом обсуждения в рамках реализации проекта «Вкусные истории». (2024 г.)

Проект «Новогодняя школа волшебников» (2023 г.) был разработан и реализован с целью приобщения к культуре новогоднего праздника, его традициям.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Памятка для педагогов по организации проектной деятельности

В паспорте проекта необходимо обозначить:

- актуальность

- цели и задачи

- состав участников

- тип проекта

- продолжительность

- предполагаемые результаты

- ресурсное обеспечение проекта

Последовательный перечень этапов проекта

Этапы Содержание Сроки

Организационно - подготовительный - обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

- определение целей и задач проекта;

- создание условий для реализации проекта (подбор и изучение литературы, материалов, пособий);

- изучение степени потребности родителей и желания сотрудничества.

Практический - составление плана мероприятий с детьми, родителями и педагогами;

- подбор игр, пособий, произведений художественной литературы, мультфильмов для детей;

- подбор информационных материалов для родителей и воспитателей по теме проекта.

Заключительный - продукт проекта

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Сценарий праздника «День Флага Российской Федерации» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий праздника «День Флага Российской Федерации» для детей старшего дошкольного возраста "Сценарий праздника «ДЕНЬ ФЛАГА РФ» для детей старшего дошкольного возраста" Праздник проводится на летней площадке детского сада, которая.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль проектной деятельности в приобщении детей дошкольного возраста к культуре многонационального народа Российской Федерации
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 22:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль проектной деятельности в приобщении детей дошкольного возраста к культуре многонационального народа Российской Федерации» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Булгакова (УИ 712655) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД