Ольга Захарова
Роль проектирования в активизации семей воспитанников в образовательную деятельность с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья – это еще и источник общественного и социокультурного опыта. Здесь ребенок находит примеры для поддержания, здесь происходит его социальное рождение. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей.
Публикация «Роль проектирования в активизации семей воспитанников в образовательную деятельность с детьми» размещена в разделах
Анализ включенности родителей в образовательный процесс с детьми группы выявил необходимость нововведений во взаимодействии с ними. Сложности в отношениях между семьями и образовательным учреждением были связаны с нежеланием родителей участвовать в образовательном процессе, несовпадением взаимных ожиданий, традиционные формы взаимодействия с родителями (собрания, консультации, беседы и др.) не воспринимаются многими родителями, их активность мала.
Проблема вовлечения родителей в образовательный процесс с детьми может быть успешна, решена на основе целенаправленного планирования совместной деятельности, активной включенности родителей в жизнедеятельность детей в детском саду. Воспитатели ищут новые формы сотрудничества с родителями, установления партнерских отношений, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития, и познания собственного ребенка. Мы тоже включились в процесс поиска новых форм взаимодействия с родителями.
Приступая к решению проблемы активизации вовлеченности родителей в образовательный процесс нами были определены следующие задачи:
-спланировать и организовать совместные мероприятия с детьми и родителями, направленные на сотрудничество детей и взрослых;
-включить родителей в совместную проектную деятельность с детьми;
-содействовать приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества через представления увлечений и хобби членов семей воспитанников.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми осуществлялось с целью повышения интереса к жизни детей в дошкольном учреждении и активизации их участия в разных образовательных мероприятиях с детьми. В процессе поиска были разработаны и апробированы инновационные формы взаимодействия с родителями. Это вечерний чай с детьми и родителями «Вечер интересных дел». К этому мероприятию была оформлена выставка увлечений и хобби родителей. Родители представили свои увлечения «Виноградное дерево», «Мягкая игрушка», «Волшебная скрипка». Свои увлечения родители представили не только на выставке, но и рассказали детям о процессе их изготовления, значимости этого влечении для себя. Кроме рассказов дети познакомились с процессом изготовления подарков из конфет в ходе проведенного родителями мастер-класса с детьми.
Выставка сотворчества родителей, их презентации, мастер–класс содействовали проявлению интереса детей к своей семье, воспитанию уважения к членам семьи, приобщению детей к семейным традициям и ценностям, повышению уверенности и самооценки детей, родители которых были активны.
Это были первые шаги социального партнерства родителей и детей, которые предоставили детям возможность приобщения к сотворчеству, прикосновения к истокам мастерства близких.
Разработка детско-родительских проектов явилась, на наш взгляд, эффективным средством интеграции дошкольного учреждения и семьи. Эта форма работы подвела родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного гармоничного развития. Работа в этом направлении началась с консультации по созданию проектов и их презентации «Как разработать проект и создать презентацию?». Взаимодействие с родителями по разработке детско – родительских проектов и их представлению велось в три этапа:
-информационно-аналитический (ознакомление родителей с планируемой работой, анализ уровня подготовленности и возможностей родителей);
-подготовительный (формулирование проблемы, определение темы, цели);
-основной (работа над создание проектов, участие в представлении продукта проектной деятельности)
Для презентации детско-родительнских проектов была разработана новая форма взаимодействия с детьми и родителями пресс-центр «Маленькие тайны природы», где дети самостоятельно представляли свои проекты, такие как:«Радуга, что это?», «Волшебная капелька», «Птица – пингвин» и др., сопровождая мультимедийную презентацию проекта своим рассказом. Всего родителями и детьми было разработано 15 проектов. Родители на пресс-центре выступали вы роли корреспондентов и задавали вопросы «ученым» (детям) по содержанию раскрываемого проекта.
Задачи содействия приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность решались посредством создания детско-взрослых общностей в процессе сотворчества в «Мастерской Деда Мороза» с участием родителей. В период подготовки к новогоднему празднику вместе родителями дети изготовляли способом оригами новогоднюю поделку «Дед Мороз» для украшения традиционной для всех семей новогодней елки, «Новогоднюю елку из конфет» в качестве новогоднего подарка близким. Показателем значимости такого сотворчества родителей в продуктивной деятельности с детьми явились последующие действия детей, направленные на убеждение своих родителей прийти в группу и принять участие в мастер-классах, продемонстрировать всем детям свои увлечения, умения в каком-либо виде деятельности.
Общение родителей с детьми в процессе форм взаимодействия, используемых нами, дало положительные результаты:
-повысился интерес родителей к содержанию образования с детьми (родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности эмоционально поддерживать своего ребенка);
-увеличилось количество семей, включившихся в образовательный процесс;
-активность родителей повысилась и составляет 80%, они активней стали посещать родительские собрания, участвовать в совместных праздниках, мероприятиях и конкурсах;
-у детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, стали проявлять эмоционально-положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью;
-у детей сформированы первичные навыки исследовательской и творческой работы совместно с родителями;
-появились первые результаты самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности.