Кумицкая Елена Викторовна
Роль предметно-развивающей среды в ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль предметно- развивающей среды ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста
В дошкольном образовательном учреждении ребенок приобретает опыт эмоционально- практичного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в важных для его развития сферах жизни. Предметно – развивающая среда, как известно, - эффективное средство формирования личности ребенка. Значение окружающей среды для детей раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено ребенком в практической деятельности. Поэтому среда должна выполнять развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, способствовать эмоционально – ценностному, социально – личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. При создании развивающей среды педагоги нашего ДОУ учитывают следующие принципы:
Публикация «Роль предметно-развивающей среды в ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития, принцип обеспечения воспитания и развития ребенка, принцип гигиенического соответствия, принцип вариативности, .принцип рациональности, принцип складирования.
Особенностями предметной среды ДОУ является яркость и насыщенность. При знакомстве со средой в первой младшей группе ребенок проходит большой путь в психическом и физическом развитии : осваивает основные сенсорные эталоны, элементарные умственные действия.
Обстановку в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров: центр сенсорики, центр ручного труда, центр читайки, центр физкультуры и здоровья, центр искусства, центр музыкально- театрализованной деятельности, центр отдыха, центр экологии.
В каждый центр имеет свою направленность деятельности и содержит достаточное количество материалов. Так, центр физкультуры и здоровья используется детьми для развития двигательной активности детей, укрепления и сохранения их здоровья. В центре ручного труда детям прививаются первоначальные навыки самообслуживания, самостоятельности. Познакомить малышей с окружающим их миром, способствовать первым восприятиям помогает центр экологии. В центре «читайки» дети знакомятся с любимыми героями с помощью книг, иллюстративных пособий, картин, различных видов театра, дидактических пособий. Но особое значение в данном возрасте придаётся центру сенсорного развития. Центр содержит постоянные и добавляемые объекты (дидактические игры, наглядные пособия и материалы). Взаимодействуя с ребё нком педагог ставит перед собой задачи:
• Формировать общую сенсорную способность
• Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах
• Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу
• Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением
Играя в центре сенсорного развития дети осваивать цвет, форму, размер. Они увлечены игрой и не замечают, что вовлечены в процесс обучения, саморазвития.
Смоделированная пространственно-предметная развивающую среда в ДОУ позволяет воспитанникам проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Литература:
1. Выгодский Л. С. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов. Вопросы психологии 1966г.
2. Павлова Л. Н. Раннее детство : предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста М.»Просвещение» 1982г.
3. Пилюгина Л. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» М.»Просвещение» 1983г.
4. Смирнова Е. О. «Первые шаги» Программа воспитания и развитие детей раннего возраста, журнал «Дошкольное воспитание», №4, 2002г.