Оксана Маркова
Роль правильного речевого дыхания в формировании речи
▼ Скачать + Заказать документы
Роль правильного речевого дыхания в формировании речи.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Дыхание - один из компонентов речевой деятельности. Речевое дыхание осуществляется произвольно: оно сознательно управляется и контролируется человеком. От речевого дыхания зависит плавность звучания речи.
Публикация «Роль правильного речевого дыхания в формировании речи» размещена в разделах
Роль правильного речевого дыхания в формировании речи.
Дыхание - один из компонентов речевой деятельности. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Физиологическое дыхание существенно отличается от речевого. Обычное дыхание непроизвольно. Речевое дыхание осуществляется произвольно: оно сознательно управляется и контролируется человеком. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
От речевого дыхания зависит плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его.
Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых : оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом.
Как проверяется правильный речевой выдох?
• сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;
• во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Занятия по развитию речевого дыхания нужно проводить регулярно и постоянно, по 5- 10 минут (лучше каждый день) до устойчивого положительного результата.
На занятиях по развитию речевого дыхания можно использовать различные игры и упражнения. Используя в играх с ребёнком упражнения на развитие речевого дыхания можно развивать дыхание (сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность); добиваться умения длительно произносить звук на одном выдохе или многократно произносить звук на одном выдохе; учить на одном выдохе произносить 3–4 слога; правильно произносить фразу из 2–3 слов; слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов; слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5–6 слов; слитно, на одном выдохе, произносить 1–2 стихотворные фразы; сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.
В ходе данных упражнений можно развивать длительный, непрерывный ротовой выдох; активировать губные мышцы.
Приведу несколько примеров игр и упражнений.
Упражнения для формирования диафрагмального выдоха.
Ребенок находится в положении лежа на спине. Его рука лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращают на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку или плоский предмет, например книгу, для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2—3 мин и выполняется без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
Задуй свечку.
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Им предлагают медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» отклонилось. Логопед отмечает тех, кто дольше других дул на «свечу».
Лопнула шина.
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг— «шину». На выдохе медленно произносят звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются: правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Накачать шину.
Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Они «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно.
Воздушный шар.
Выполняется аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.
Лети, бабочка!
Развивает длительный непрерывный ротовой выдох; активизацию губных мышц. Необходимы 2-3 яркие бумажные бабочки, привязанные на нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепить к шнуру на некотором расстоянии друг от друга.
Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок.
Развивает длительный непрерывный ротовой выдох; активизацию губных мышц. Необходимы бумажные султанчики (метёлочки). Для этого прикрепляют полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
«— Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!»
Осенние листья.
Развивает плавный свободный выдох; активизацию губных мышц. Необходимы осенние кленовые листья, ваза.
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
Снег идёт!
Формирует плавный длительный выдох; активизирует губные мышцы.
Необходимы кусочки ваты.
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
Вертушка.
Развивает длительный плавный выдох; активизацию губных мышц.
Необходима игрушка-вертушка.
Покажите ребенку вертушку. «— Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее».
Песня ветра.
Развивает сильный плавный выдох; активизацию губных мышц.
Необходим китайский колокольчик «песня ветра».
Подвесить колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратить внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложить подуть сильнее — звук стал громче.
Список использованной литературы:
1. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005. 2. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.