Белишко Оксана Александровна
Роль подвижных игр в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В экологическом образовании детей немаловажную роль играют подвижные игры. Ведь удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способа- ми познания объектов и явлений природы, находить связь между ними, позволяет игровая деятельность. В игре у дошкольников формируются все личностные качества, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Публикация «Роль подвижных игр в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В подвижных играх, где отражаются впечатления от окружающего мира в образах, дети испытывают эстетические и нравственные чувства на высоком психоэмоциональном уровне. Играя, ребенок познает многогранный мир природы, учится взаимодействовать с животными, растениями, с предметами неживой природы, усваивая сложную систему отношений с окружающей средой. Подвижные игры экологической направленности также оказывают влияния на формирование у ребенка бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А полученные первичные экологические знания о природе, вызывающие положительные эмоции у ребенка, войдут в его самостоятельную игру, станут в конечном итоге ее содержанием.
В подвижных играх используются имитационно-подражательные дей- ствия, дети воспроизводят знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецируются детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с ней, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно- подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и па- мять, фантазию и т. д.
Организуя подвижные игры педагогу, необходимо помнить, что ребё- нок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра осно- вана на знакомых ему ощущениях и сведениях. Только в этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, способ- ность использовать багаж уже имеющихся представлений об окружающем мире.
Рекомендуемые подвижные игры для детей раннего возраста.
Игра «Зимний хоровод».
Хороводные игры сближают малышей друг с другом и дает им возможность представить красоту зимней природы. Дети выполняют ритмические движения под поэтический текст. Движения педагог показывает очень выразительными, образными и дополняет словами, что является новым для детей. В предлагаемом тексте есть два важных момента: описание зимнего пейзажа и того, что происходит в жизни ребенка в это время года.
Игра соответствует радостному настроению детей, которые увидели первый снег, она помогает глубже прочувствовать и осознать это событие.
Ход игры: Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют хоровод.
Двигаясь по кругу, они хором произносят текст и сопровождают его движениями.
Вот пришла зима-зима,
Зима-зимушка, зима.
Хоровод движется вправо.
Выпал беленький снежок,
Выпал снег холодный. (два раза)
Дети опускают руки, медленно кружат- ся влево, потом вправо, слегка приседают.
На дорожках снег лежит, На деревьях снег висит
Поднимаются, показывают плавным движением рук, как расстилается снег на дороге, висит на деревьях.
Вот как побелели крыши домов.
Затем соединяют кисти рук над головой и кружатся на месте, изображая крышу дома.
Надо шубки надевать
И сапожки обувать Стоя на месте, дети изображают, как они надевают и застегивают шубки, натягивают сапожки.
Стало холодненько
Ох как холодненько! (два раза) Кружатся, пританцовывают, хлопают в ладоши, чтобы не замерзнуть.
Подвижная игра «Мы осенние листочки»
Ход игры: Дети стоят в кругу. В руках у них веточки с осенними листочками (желательно с настоящими).
Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки.
Стоят кругом и качают в руках листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул — полетели.
Приседают, встают и бегают в рассыпную
Мы летали, мы летали.
Все листочки так устали.
Останавливаются, опускают листочки.
Перестал дуть ветерок,
Все уселись в кружок.
Садятся в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели
Встают, бегают в рассыпную и тихонько садятся на корточки.
И на землю тихо сели.