Наталья Василенко
Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка
«Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка – дошкольника»
(подготовила воспитатель Василенко Н. Н. ,
ГБОУ Школа №1373 ВАО г. Москвы)
1. Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка-дошкольника.
Одной из образовательных областей общеобразовательной Программы дошкольного образования является область «Физическое развитие». Важные задачи данной образовательной области:
Публикация «Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2022
- формирование основ здорового образа жизни;
- развитие важных психо-физических качеств (сила, ловкость, выносливость, быстрота, координация,
- обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
Успешного результата в работе с дошкольниками можно добиться разными средствами, одним из которых является - игра. Подвижная игра является основным средством формирования и развития у детей основных видов движений: ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, ползанье, метание, ловля. Для того, чтобы сформировать у ребенка любой двигательный навык, он должен повторить это движение много раз. Но просто так повторять это движение скучно и неинтересно, для этого в дошкольной педагогике и существуют специальные игровые упражнения и подвижные игры.
Подвижные игры повышают интерес детей к выполнению движений, дают возможность раскрепоститься застенчивым, неуверенным, способствуют развитию не только физических, но и нравственных качеств.
Подвижная игра включает в себя:
• Сюжет
• Правила
• Действия.
2. Методика организации подвижной игры.
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
- сбор детей на игру
- создание интереса у воспитанников
- объяснение правил игры
- распределение ролей
- руководство ходом игры
- подведение итога.
Сбор детей на игру. Младших дошкольников можно собрать словами: давайте поиграем, давайте покажем кукле Маше, как мы умеем играть… Старших дошкольников можно собрать при помощи зазывалок: «Раз, два, три, четыре, пять - всех зову я поиграть», или поручить отдельным детям собрать остальных детей, так же можно использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать отдельные задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.
Объяснение правил игры происходит с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Воспитатель должен изложить содержание игры, ее правила, напомнить движения, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения можно вспомнить правила вместе с детьми. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а потом по ходу игры – все детали.
Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего:
- назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор;
- с помощью считалки (предупреждают конфликты);
- при помощи «волшебной палочки»;
- с помощью жеребьевки.
Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. В младших группах, как правило, воспитатель участвует в игре. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.
Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.
Подвижным играм большое внимание уделяли в своих трудах такие отечественные педагоги, как: Е. Г. Леви-Гориневская, А. И. Быкова, М. М. Канторович, Л. И. Михайлова, Е. О. Смирнова, З. И. Богуславская.
3. Организация подвижной игры у младших дошкольников.
Маленькие дети очень любят играть. Даже тогда, когда дети играют с сюжетными игрушками, в их играх преобладает двигательный компонент. Растущий и развивающийся организм 3-4 летнего ребенка нуждается в движении. Двигательная активность ребенка – непременное условие нормального развития и формирования поведения детей. В помещении для младшей группы необходимо иметь небольшой заборчик или стремянку для лазания. Очень несложны и приспособления для спрыгивания с небольшой высоты.
Желательно иметь небольшую вышку с 3-5 ступеньками с одной стороны и скатом с другой, с перилами по бокам. Такая вышка хороша для упражнений в ходьбе, для скатывания. Очень полезны игрушечные воротца разной высоты. Через них дети могут перекатывать шары, мячи.
Прыжок в высоту детям 3-4 лет дается с трудом. На дуге вышки укрепляется звонок. Чтобы извлечь из него звук, дети подпрыгивают и тем самым упражняются в полезном движении.
Хорошо дети усваивают нужные им движения во время совместных игр со взрослыми, действия которых являются наглядным образцом, преподнесенным в эмоциональной форме. Организованный показ положительно сказывается на характере движений детей во время их самостоятельных игр. Подвижные игры с правилами хорошо разработаны в трудах Е. Г. Леви-Гориневской, А. И. Быковой, М. М. Канторович, Л. И. Михайловой, З. И. Богуславской.
Обще групповые подвижные игры хорошо влияют на улучшение качества движений детей. Подвижные игры с правилами дают возможность организовано воздействовать на малоподвижных детей. Постоянное упражнение дошкольников во время самостоятельных игр дает возможность автоматизировать полезные движения. В игре происходит естественное упражнение основных движений детей, развивается их мышечная сила, точность движений и их соразмерность. Двигательные игры способствуют выработке таких важных качеств личности ребенка, как активность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, организованность, умение подчинять свои действия известным правилам, осторожность. Большое значение эти игры оказывают и на умственное развитие детей. Необходимо содействовать развитию подвижных игр и решительно бороться с режимом малоподвижности.
Руководство подвижными играми детей заключается в следующем:
- выделение достаточного места для движений
- подбор игрового оборудования
- показ правильного выполнения движений.
Подвижные игры требуют простора. Не только во время прогулок, но и в помещении детям нужно отвести место для подвижных игр.
Главный методический прием – игра воспитателя вместе с детьми. Причем сначала воспитатель берет на себя ведущую роль, потом – второстепенную. Главное – это участие педагога в игре, его эмоциональность, показ движений. В основе движений малышей лежит подражание: они могут летать, как воробышки, порхать, как бабочки, прыгать, как зайчики. Воспитатель может постепенно привлекать детей к творческим поискам, для этого использовать варианты игры. Например, при последующем проведении игры можно предложить детям подумать и сказать, от кого ещё могут улететь воробушки. Дети говорят: от кошки, собачки, мальчика и т. д.
В подвижной игре развиваются такие важные качества ребенка, как: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, организованность, умение подчинять свое поведение определенным правилам!
4. Организация подвижной игры у детей среднего дошкольного возраста.
Подвижные игры занимают большое место в жизни дошкольников средней группы. Их двигательный опыт становится значительно богаче, чем в младшей группе. Детей начинает больше интересовать результат их действий: попасть мячом в определенную цель, перепрыгнуть через небольшое препятствие.
Характерным для этого возраста является то, что в играх ребенок старается прежде всего достигнуть лучшего результата, не замечая действий товарищей. Нередко приходится наблюдать, что ребенок напрягает все силы, чтобы убежать от водящего, хотя тот за ним уже не гонится. И наоборот, сам «ловишка» продолжает гнаться за кем-нибудь из играющих, хотя вокруг него много детей, которых он легко мог бы поймать. Ребенок радуется, когда ему удается добиться успеха, но и не слишком огорчается, если не достигает желаемого.
Дети чаще всего ищут партнеров для своих игр, объединяясь по двое и больше. Объединение в большинстве случаев носит непрочный характер. Так, играя в «поезд», дети объединяются чаще всего в процессе самой игры. К «паровозу» присоединяются «вагоны», но уже через короткий срок то один, то другой отходят от игры, их сменяют другие.
Ребенок действует более уверенно в той области, в которой имеет опыт. Он охотно использует те движения, которыми лучше владеет. Больше всего детей привлекает бег, поскольку это движение не вызывает особых затруднений, выполняется почти автоматически.
К 4-5 годам дети уже свободнее спрыгивают, подпрыгивают, перепрыгивают через невысокое препятствие, легко залезают на верх «трибунки» или заборчика. Меньший интерес проявляется к метанию на дальность и в цель, т. к. дети еще плохо владеют этими движениями.
Постепенно, с обогащением двигательного опыта движения детей становятся более координированными. Все чаще они начинают играть самостоятельно, по своей инициативе, что говорит об увеличении их двигательного опыта.
У детей возникает все большая потребность в разнообразии материала для игр подвижного характера. Дети сами ищут подходящие предметы (колеса, мячи, обручи. Действия начинают приобретать более целенаправленный характер: докатить мяч до конца дорожки, не уронив его, подлезть под веревку, не задев ее.
В средней группе подвижные игры становятся разнообразнее по характеру, структуре, сюжет приобретает все большее значение в играх. В средней группе каждый ребенок отвечает только за свои действия: успех одного ребенка не влияет на ход игры. Так, например, если «пятнашка» осалит одного из играющих, тот отходит в сторону. Оставшиеся дети продолжают бегать.
Даже в играх с элементом соревнования нет еще коллективной ответственности за действия каждого. Это вызвано особенностями возраста. Детям 4-5 лет еще трудно согласовывать действия в коллективе, регулировать свои движения сообразно общим интересам.
Постепенно необходимо приучать детей действовать более согласованно, развивать умение регулировать свои действия в игре соответственно действиям сверстников.
В средней группе используются в основном готовые по содержанию игры. Многие из них имеют определенный сюжет и правила: «Кошка и мышка», «У медведя во бору», «Гуси и волк». Детям нравится в играх преодолевать небольшие препятствия и затруднения.
В среднем возрасте детей начинает интересовать результат из действий, например, попасть мячом в определенную цель, перепрыгнуть через небольшое препятствие.
Характерным для этого возраста является то, что ребенок старается достигнуть лучшего результат, не замечая при этом действий товарищей. Ребенок радуется, когда ему удается добиться успеха, но и не слишком огорчается, если не достигает желаемого.
Дети, как правило, объединяются для своих игр по 2-е и больше. Но объединения носят непрочный характер.
Ребенок использует охотнее те движения, которыми лучше владеет. Больше всего детей привлекает бег, поскольку это движений не вызывает особых затруднений, выполняется почти автоматически. К 4-5 годам дети уже свободно спрыгивают, подпрыгивают, перепрыгивают через невысокое препятствие, меньший интерес проявляется к метанию.
В этом возрасте дети все чаще начинают играть самостоятельно, по своей инициативе.
В средней группе подвижные игры становятся более разнообразными по характеру, структуре, сюжет приобретает все больше значение в играх.
В этом возрасте еще нет коллективной ответственности за действия каждого (успех одного ребенка не влияет на ход игры, так, например, если «пятнашка» осалит одного из играющих, он отходит в сторону, а остальные дети продолжают бегать). Это вызвано особенностями возраста. Детям 4-5 лет трудно согласовывать свои действия в коллективе. Постепенно необходимо приучать детей регулировать свои действия в соответствии с действиями сверстников. Для подвижных игр этого возраста характерно единство действий всех играющих! (кроме водящего, все дети выполняют одни и те же действия).
5. Развитие двигательной активности в процессе подвижной игры со старшими дошкольниками.
Детям старшего дошкольного возраста присущи такие качества, как: смелость, решительность, находчивость. Им нравится, когда в игре возникают неожиданные положения, затруднения, которые им надо преодолеть. Все большее значение приобретает момент соревнования в играх: кто скорее прибежит, кто поймает больше детей, кто найдет больше флажков. Детей привлекает не только результат, но и общий исход игры: никого не поймали, все успели спрятаться. Старшие дети проявляют инициативу в играх, вносят в игру много новых вариантов.
Правила в игре направлены на регулирование поведения играющих, на согласованность их действий в коллективе.
Детей привлекают к оценке выполнения ими правил, выявления ошибок. Все это способствует воспитанию дружного коллектива.
Важную роль в развитии творческой деятельности играют привлечение старших дошкольников к составлению вариантов игр, усложнение правил. Дети придумывают не только варианты игр, правила к ним, но и с удовольствием сочиняют считалки, сплетают в игровой текст, стихи собственного сочинения.