Елена Васильевна Алексеева
Роль пластилиновой живописи в развитии мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя нового). В настоящее время искусство работы с пластилином в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, пластилин остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лепка. Методические разработки
- Мелкая моторика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Пластилин – чудесный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разнообразный по цвету, он очень интересно смотрится в работах. Дети любят заниматься лепкой пластилином, т. к. работа с ним позволяет познакомить их с различными видами искусства: скульптурой, графикой, рисунком, живописью и др. Пластилин (от итал. слова «пластина» или от греч. «лепной») – искусственный пластичный материал для лепки. Делают его из глины, парафина и других веществ, препятствующих высыханию, окрашивают в различные цвета. Пластилин поступает в продажу готовый к употреблению. Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук, т. к. это необходимо для развития ребенка и повышения его интеллекта. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, лучше говорит и думает. Лепкой из пластилина рекомендуют заниматься с трех лет. В более раннем возрасте работа с пластилином малышу непосильна. Но, если периодически показывать ему какие-то манипуляции с пластилином, давать его в руки, чтобы он помял его пальчиком, малышу это понравится, и он с удовольствием будет возвращаться к этому занятию. Главное – умело руководить его деятельностью.
Рисование пластилином – один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе детского образования. В связи с этим, отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких мероприятий с детьми. Особую ценность эта методика приобретает для развития мелкой моторики и биологически активных точек у детей.
Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Руки детей подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками. Детям предлагается панно на картоне или орг. стекле, с нанесенным на него контуром сюжета рисунка, дети подбирают цвет пластилина и наносят его на панно. Задания носят дифференцированный характер. Исходя из имеющихся возможностей детей и необходимости коррекции тех или иных недостатков, можно предложить на начальном этапе выполнение коллективной работы, одним детям можно поручить только скатывать шарики, делать капельки или только закрывать фон, другим детям – делать основную композицию. От участия в общем деле «на равных» при неравных возможностях выигрывают все, так как все воспитанники задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу.
В своей работе я применяю следующие техники и приемы рисования пластилином :
1. Нанесение пластилина на картон. Можно сделать поверхность немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, а рисунок процарапывается стеком или палочкой. Лучше этот способ использовать на заранее приготовленный цветной фон или просто взять цветной картон.
2. Рисовать пластилином «горошками», «капельками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки или капельки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.
3. На оргстекло наносится рисунок, скатываются жгутики, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешанный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина, или мазками. Далее подбираем цвет пластилина и намешиваем его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем, насколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и, если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитываем, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следим за контуром рисунка и не выходим за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон.
4. Выполненную работу оформляем.