Папки-передвижки

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников посредством песочного стола-планшета

оксана шевченко
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников посредством песочного стола-планшета
▼ Скачать + Заказать документы

слайд №1

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством песочного стола – планшета.

слайд №2

Работая над углубленной темой «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми, то есть формирование положительной самооценки и эмоциональной устойчивости у детей 5-7 лет».

Публикация «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников посредством песочного стола-планшета» размещена в разделах

Я решила более глубоко развить несколько интегративных качеств у детей, таких как эмоционально - отзывчивость, овладение способами общения со взрослыми и сверстниками. Для этого в своей работе применяю элементы метода песочной терапии, непосредственно песочный стол – планшет.

Изучение эмоциональной сферы детей на сегодняшней день является одной из актуальных тем. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка : они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

слайд №3

Песочная терапия- путь в страну психологического здоровья. Можно сказать, что песочная терапия для детей была создана самими детьми. Однако сам метод — песочная терапия (немного истории) — был разработан Карлом Густавом Юнгом, а распространена песочная терапия для детей была создана психологом и педиатром Маргарет Левенфельд. Именно она разрешала деткам игры с песком прямо у себя в кабинете на полу. Правда, чуть позже для удобства пользования ребёнком песочницу подняли на более высокий уровень.

слайд №4

Как отмечал К. Д. Ушинский «Лучшая игрушка для детей- кучка песка!». Песочная терапия – это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Кроме того, песочная терапия способна помочь нам разобраться в себе, справится с комплексами. При этом терапевтические сеансы дают ощущение защищенности и полной свободы.

Актуальность и проблема исследования определили цель моей работы: развитие эмоциональной сферы, гуманных качеств личности ребенка, осознание нравственных понятий детей посредством песочной терапии.

3. Почему я выбрала именно эту тему? Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Формирование из песка можно считать началом конструирования. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, является прекрасным психо-профилактическим средством. Способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние, что особенно актуально в работе с детьми в период адаптации.

слайд №5.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

* изучать взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной терапии;

* разнообразить способы песочной терапии и разработать систему занятий с детьми;

* создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;

* Развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильных ощущений посредством игровых упражнений.

слайд №6

На экране вы видите методы и приемы песочной терапии :

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом.

2. Игровая деятельность - обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы драматизации.

3. Словесные методы: беседы, рассказ воспитателя, чтение произведений, использование фольклорного жанра.

4. Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование.

слайд №7

Каковы же достоинства и преимущества игр с использованием песочного планшета? Прежде всего – это:

1. Решение педагогических и коррекционных задач;

2. Диагностика символов, мотивов и игровых предметов;

3. Мотив для получения знаний;

4. Возникает интерес к нестандартному ощущению.

слайд №8

Занятия организованы в формах:

- групповая, длительность определяется желанием ребенка. Занятия по песочной терапии вызывают огромный интерес у детей, удивление, создают творческую атмосферу.

слайд №9.

игры с песком не рекомендуется проводить в следующих случаях: если ребенок страдает тяжелыми заболеваниями нервной системы, проявляет чрезмерную тревожность, страдает нервозность навязчивых состояний, подвержен аллергическим реакциям.

слайд №10.

Доступность песка делает процесс рисования естественным – не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы. Для организации занятий на световых столах нам потребуется : световой планшет,

слайд №11.

кварцевый песок,

слайд №12.

следующие группы фигурок: Человеческие персонажи; Здания (дома, замки, церкви); Животные; Машины; Растения; Постройки (мосты, ограды, ворота); Природный материал (ракушки, веточки, камни и т. д.); Символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности); Сказочные герои (добрые и злые); Религиозные предметы и сувениры; Домашняя утварь, гайки, болты; Буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины

слайд №13

Очень часто, 1 начиная работать, ребенок боится запачкаться, 2 испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. 3 Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, 4 сыпучесть открывает безграничные художественные возможности.

слайд №14.

1 Раз – разровнял и холст готов. 2 Два – карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше другого предмета. 3Три – если рисунок вышел криво… 4- провел ладошкой и начинай сначала.

слайд №15.

На начальном этапе работы главная задача 1.2 вызвать интерес и положительные эмоции, 3 4 а после через игровые упражнения и обучающие приемы развивать и закреплять полученные навыки.

слайд №16.

этапы работы: подготовительный, основной и заключительный.

слайд №17.

1. Ритуал вхождения в песочную сказку :

Повторяйте все за мной! Здесь нельзя кусаться, драться! Можно строить и творить: горы, реки и моря- чтобы жизнь вокруг была! Никого не обижать, ничего не разорять! Это мирная страна. Дети поняли меня! -да! - Я вас слушал, я вас слышал, Вы такие молодцы! Вы — волшебники-творцы. Я открою вам секреты, Только знать надо при этом Правила моей страны. Очень все они просты! Я сейчас их изложу И запомнить попрошу! Вы готовы мне внимать? - да! Значит, можно начинать? - да!

слайд №18.

В этот период используется простой песок – это работа на световом столе, рисование на зеркале, работа с «мини-песочницей» - составление небольших панорам.

Сам процесс работы с песком напоминает о лете, море, солнце и оказывает некое расслабляющее воздействие. Это дает возможность в непринужденной обстановке решать поставленные задачи.

После успешного выполнения начального этапа обучения и овладения навыками работы можно к усложнениям. Введение цвета и дополнительных деталей – это уже следующий виток в освоении данной техники. Можно предлагать воспитанникам поэкспериментировать с цветным песком, или с использованием (как подложки) цветной бумаги, картона, морских камней и др.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей ребенка, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальными свойствами заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта

Чтоб вера в детство не пропала,

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Тема: «Дидактические игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством песочного стола-планшета».

Чем нам поможет песок? Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако, на самом деле это удивительный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться на песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов, способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Игры с песком имеют большое значение для развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, развивается связная и образная речь.

2. Сегодня же песочная терапия - не менее известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия и др. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции. Именно поэтому в своей работе в детском саду с детьми младшего дошкольного возраста я активно использую песочную терапию для детей как один из методов, помогающих в адаптационный период безболезнено адаптироваться к детскому саду, а так же как метод формирующий всестороннее развитие ребёнка : развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи и главный фактор психологического здоровья ребёнка.

№ слайда 6

Описание слайда:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МНОЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. 1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. 2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. 3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и воспитатель легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения. 4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего. 5. Но самое главное: песочная терапия — это игры с песком, где «ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»

№ слайда 7

Описание слайда:

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольётся дивной сказкой Игрушек маленький набор Возьмём в игру… Подобно Богу, Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу. (Т. Грабенко)

№ слайда 8

Описание слайда:

МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В песочной терапии для индивидуальных занятий с детьми или с малой группой (3-4 человека) используется водонепроницаемый деревянный ящик размерами 50х70х8см. Дело в том, что такой ящик соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, его целиком можно охватить взглядом. На языке психологов, занимающихся песочной терапией, он называется «поднос». Обязательно внутренняя поверхность такой песочницы, «подноса», должна быть выкрашена в сине-голубой цвет – символ бессознательного, бесконечности, продолжения. На 2/3 объема «поднос» заполняется просеянным и прокаленным песком. В песочной терапии могут использоваться любые объекты, встречающиеся в окружающем мире, - разнообразные фигурки (максимальная высота — 8 см). Все они составляют своеобразную коллекцию для песочной терапии. В песочной терапии обычно применяют следующие группы фигурок: Человеческие персонажи; Здания (дома, замки, церкви); Животные; Машины; Растения; Постройки (мосты, ограды, ворота); Природный материал (ракушки, веточки, камни и т. д.); Символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности); Сказочные герои (добрые и злые); Религиозные предметы и сувениры; Домашняя утварь, гайки, болты; Буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины

№ слайда 9

Описание слайда:

Первые дни пребывания ребенка в детском саду На этапе адаптации я использую ОБУЧАЮЩИЕ игры, направленные на развитие тактильной – кинестетической чувствительность и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в ДОУ. «Путешествие в песочную страну» Чтобы попасть в песочную страну мы с вами должны произнести волшебное заклинание: «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди.»

№ слайда 10

Описание слайда:

Знакомство с песочной страной и ее обитателями. В этом мне помогает Песочный человечек. На первом этапе ознакомления детей с песочной страной и ее обитателями я знакомлю детей с ритуалом вхождения в песочную сказку и правилами поведения при игре с песком.

№ слайда 11

Описание слайда:

Ритуал вхождения в песочную сказку Повторяйте все за мной! Здесь нельзя кусаться, драться! Можно строить и творить: горы, реки и моря- чтобы жизнь вокруг была! Никого не обижать, ничего не разорять! Это мирная страна. Дети поняли меня! -да! - Я вас слушал, я вас слышал, Вы такие молодцы! Вы — волшебники-творцы. Я открою вам секреты, Только знать надо при этом Правила моей страны. Очень все они просты! Я сейчас их изложу И запомнить попрошу! Вы готовы мне внимать? - да! Значит, можно начинать? - да!

№ слайда 12

Описание слайда:

Кто же такой Песочный человечек и откуда он к нам пришел? Песочный человек, Сеятель, Песочный человечек (англ. Sandman, нем. Sandm nnchen) — фольклорный персонаж, традиционный для современной Западной Европы. Согласно поверьям, сыплет заигравшимся допоздна детям в глаза волшебный песок, заставляя их засыпать. Образ Песочного человека носит положительную окраску — это доброе существо, успокаивающее шалунов и навевающее добрые сны.

№ слайда 13

Описание слайда:

Игра «песочные человечки». Предложите малышу игру, как будто вы с ним пришли в гости к песочным человечкам и будете вместе с ними играть. Предложите ребенку нарисовать на песке самих песочных человечков. Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте песок ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребёнка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. Песочный человечек “Его любят потому, что он нравится детям. Это очень редко, когда дети, потом их дети, а потом уже и внуки этих детей продолжают относиться к такому герою с нежностью. Это связано с тем, что Песочный человечек выглядит уютно и внушает им чувство безопасности”, – резюмирует Фолькер Петцольд.

№ слайда 14

Описание слайда:

Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения. В период адаптации главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие.

№ слайда 15

Описание слайда:

Развивающие игры с песком В зависимости от возраста и интересов ребенка на песке можно: делать очень полезный песочный массаж : пересыпать песок, перетирать его между ладошек (такой массаж активизирует нервные окончания, а это стимулирует умственную активность, является профилактикой простудных заболеваний и т. д.); делать отпечатки пальчиками, ладошками, толстыми и тонкими палочками, камешками и т. д. ; рисовать что-нибудь или писать буквы, цифры, слова пальчиком или веточкой; создавать узоры или выкладывать контуры предметов из ракушек, камешков, веточек, каштанов, желудей, орехов и т. д. ; проводить пальчиком по ровной, волнистой и зигзагообразной дорожкам, сделанным на песке мамой. Постараться не сбиться с дороги (это помогает в развитии мелкой моторики и в подготовке руки к письму); проводить пальчиком по дорожкам, сделанным в форме букв или цифр, проговаривая названия, или сделать их выпуклыми (развитие моторики, изучение букв и цифр - мышечная память у детей очень сильная); находить спрятанные в песке камешки, игрушки. Считать, сколько уже найдено, а сколько осталось найти; создавать различные рельефы (холмики, горки, впадины, рвы, ямы, куличики, мосты, здания, замки, домики, норки, лабиринты и т. д.); создавать сказочные или реальные композиции, расставляя на ровной поверхности или в созданных рельефах разные предметы, фигурки людей или животных, небольшие игрушки (например, машинки).

№ слайда 16

Описание слайда:

Игра в песочнице «Найди игрушку». Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребёнок их не видел. Мы прячем машинки, рыбок, мелкие пластмассовые мячики, игрушки из киндер –сюрпризов и мн. др.) Предложите ему по очереди найти эти игрушки. малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку, лошадку, зайчика. Сначала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке. Также в процессе игры можно изучать геометрические фигуры, например, найти в песке шарик, кубик, колечко.

№ слайда 17

Описание слайда:

Игра в песочные горки. Эта игра развивает у ребенка понимание понятий "высокий" и "низкий", а так же "большой" и "маленький". Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились "высокая гора" и "низкая гора". Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите "козлика". Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка. Скажите малышу, что горы бывают высокие и низкие. Покажите как козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца "тут и там, тут и там". Пусть ребёнок переносит "козлика" с "высокой горки" на "низкую" и наоборот в соответствии с просьбами взрослого. Главное для малыша в этой игре это научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

№ слайда 18

Описание слайда:

Игра с песком, понятия сухой песок и мокрый. Вот песочек посмотри, так и сыпется с руки. А из мокрого песка строим замки. -Красота!

№ слайда 19

Описание слайда:

Полезно с песочком не только ручками играть, но и ножками. Следы на песке мы оставим ручками, посмотрите -ка сейчас, что получится у нас? По песочку мы идем оставляя след на нем.

№ слайда 20

Описание слайда:

Непосредственная организованная деятельность

№ слайда 21

Описание слайда:

Ласковое солнышко, посвети! Рисование цветным песочком с использованием трафарета.

№ слайда 22

Описание слайда:

Ласковое солнышко, засияй, лучиками светлыми, засверкай!

№ слайда 23

Описание слайда:

Пальчиком умелым нарисуем глазки, улыбнется солнышко в нашей доброй сказке.

№ слайда 24

Описание слайда:

Побуждайте малыша чаще играть в "песочные" игры! И не бойтесь за выпачканные штанишки. Главное – огонек искренней радости в глазах вашего малыша!

№ слайда 25

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Сценарий образовательной ситуации по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции в песочнице. Радость» Тема: «Эмоции в песочнице – Радость»; образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка»Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка» Цель: Совершенствование умения дифференцировать эмоциональные состояния; соотнесение их со словесными зарисовками. Задачи. Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников посредством песочного стола-планшета
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 10:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников посредством песочного стола-планшета» (включая файлы) размещена пользователем оксана шевченко (УИ 1452041) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД