Ольга Николаевна Богданова
Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников.
«Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь дает воспитанию ключ к сердцу человека…»
(К. Д. Ушинский)
Какова главная задача педагога?
Научить считать, писать, грамотно излагать свои мысли?
Да, безусловно – передать ребенку необходимый арсенал знаний.
Публикация «Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Четкое владение правилами из дошкольной программы. Но если внутри у человека пустота, если он не развит духовно, если в нем не живет чувство патриотизма, любви и сострадания к ближнему, вряд ли он сможет в дальнейшем добиться чего-то значимого.
Так в чем же заключается одна из главных, масштабных миссий педагога?
Высказывание К. Д. Ушинского можно продолжить строками поэта Роберта Рождественского: «Все начинается с любви…». Ведь с нее начинается и сам человек. Проявление патриотизма у совсем маленького ребенка, дошкольника – это чистая любовь к своей семье, к своему дому.
С этим чувством дитя приходит в детский сад, где начинается новый уровень воспитательного процесса.
«Любить – значит перестать сравнивать» - гласит народная мудрость.
Любить или не любить Родину, мы не вправе раздумывать, ведь она у нас одна… Отрадно, что нравственно-патриотическое воспитание снова стало одной из главных задач дошкольного образования. Важно приобщать ребёнка с самых малых лет к культуре своего народа. Это воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой он живёт. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Зная историю своего народа, они смогут в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма, чувство Родины очень многогранно по содержанию.
В своей работе, мы – воспитатели должны включить комплекс задач:
Воспитание у ребёнка привязанности и любви к своим близким и родным, т. е. к семье, дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу, родному краю и т. д. ;
Решая эти задачи, мы должны не только воспитывать нравственно- патриотические чувства, но и формировать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Чувство родины начинается и с того, что ребёнок видит перед собой, от чего в его душе загорается огонёк радости, интереса… И, хотя многие впечатления ещё не может ребёнок глубоко осознать и пропустить через своё восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребёнка- патриота…
У каждого народа свои сказки, самобытные фольклорные произведения, через которые передаются из поколения в поколение нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие и т. д. Так, устное народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но способствует развитию личности в духе патриотизма.
Наша с вами задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему (природа, мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т. д). Причём эпизоды, к которым привлекается, внимание детей должны быть яркими, образными,
конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, приступая к работе по воспитанию любви к родному краю, педагог должен сам его хорошо знать.
Каждый раз нам следует продумать, пропустить через себя и решить, что целесообразнее показать и рассказать детям. Ведь любой край, город, село неповторимы, в каждом месте своя природа, достопримечательности, быт, традиции …
Уже малыши 3-4 лет способны усвоить, как называются улица, где он живёт; где находится детский сад; какие объекты расположены на их улице (школа, аптека, магазин и т. д.). Детей старших групп мы должны знакомить с достопримечательностями, историческими местами, памятниками.
Помочь детям понять, почему у городов, улиц свои названия, в честь кого- то названы или отражают какие-то события. Наша задача довести до сознания детей, что у каждого из нас есть своя маленькая родина – это там, где человек родился. Необходимо совершать экскурсии по городу, на природу, наблюдать за трудом взрослых Дети начинают проявлять интерес
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные методы воспитания. Не следует
ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена, кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Истинная любовь к Отечеству, воспитанная с ранних лет, помогает ребенку ответить на вопросы – чего я хочу? Кто я такой? А педагогу – всегда быть рядом и наставлять воспитанника на нужный путь – путь добра, честности и искренности – перед самим собой, своей семьей и своим
Отечеством. Так если педагог напрямую участвует в формировании человека как личности, становлении его характера, распределению приоритетов – разве передать дошкольные знания – единственная задача педагога? – Нет.
Найти ключ к сердцу ребенка, суметь правильно воспользоваться им, открыть дверь в сердце и помочь воспитать Человека с большой буквы – вот масштабная миссия каждого педагога (воспитателя).
Соц. педагог : Богданова О. Н.