Ольга Ионова
Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выводить новые задачи и самостоятельно решать их.
Публикация «Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Взрослым следует создать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини – лаборатория, укомплектованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы).
Опыт работы показывает : элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде. Открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри.
В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Почему осенью много луж? Как слышит кошка?
Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его. они с интересом открывают законы движения («Почему движутся предметы?», инерции («Лист из - по стакана») и пространства («Как превратить лилипутов в великанов»).
Тайны земных недр и далеких планет открываются им в моделирующих экспериментах: «На орбите», «Извержение» (баночка и камни превращаются в вулкан, «Вдоль по слою» (слои газеты похожи на пласты земных недр).
Живая природа - это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы.
Опыты позволяют многое узнать и о человеке: «Проверим слух», «Гибкая косточка», «Стук сердца», «Цвет кожи» и др.
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.