Докучиц Ирина
Роль нейроигр для развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: Статья посвящена методу замещающего онтогенеза, являющегося основой нейропсихологической коррекции, позволяющий специалисту «разбудить» те системы детского организма, которые находились до поры в спячке. Работа по этому методы – это глубокий, трудный, кропотливый и достаточно долгий процесс. Но результат с лихвой компенсирует все вложенные усилия. Ребенок меняется, меняется его взгляд, движения, стиль поведения, эмоциональный статус. Меняются и родители, их отношение к ребенку. Это происходит по тому, что работа в рамках этого подхода позволяет помочь ребенку глобально, устраняя не только заявленную проблему, но и множество других.
Почему именно нейропсихология?
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А.
Венгер,Д. Б. Элькониным.
Итак: нейропсихология, помогает находить и давать правильную квалификацию затруднения в овладении определенными навыками, тем самым способствует полноценному овладению знаниями, развитию способностей ребенка, становлению личности, таких качеств, как уверенность, чувство собственного достоинства и др. Эти качества личности напрямую связаны с широтой знаний и умений, легкостью овладения этими знаниями. Поэтому квалифицированный многоаспектный анализ трудностей у ребенка в овладении знаниями, решая конкретную задачу – преодоление ошибок, трудностей, решает и общие задачи воспитания и развития ребенка.
Далее, нейропсихология играет существенную роль и в анализе готовности ребенка к школе. Готовность детей к школе является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих школьную адаптацию, успешность в обучении. Это сложное образование, которое включает в себя психологическую компоненту: это определенный уровень владения предметной деятельностью и предметно-специфическими знаниями – уровень поведения, проявляющийся в целеустремленности к деятельности, в стойкости внимания, умении контролировать свою деятельность, формирующиеся мотивы и эмоции и т. д. Психофизиологическая компонента включает ориентировку в пространстве и пространственное отношение к своему телу, общую и умственную работоспособность и т. д.
В статье рассмотрен наш опыт работы по применению нейропсихологических игр для развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Работа проводится в группе компенсирующей направленности «Детского сада «Настенька»
Работу с детьми мы организуем с учетом достижений современной науки и практики в области нейропсихологии и нейропсихологических игр.
Нейропсихологические игры сначала мы проводим с детьми индивидуально, а по мере усвоения детьми игр применяем их в подгруппах. Игры применяем как в вводной части коррекционных и развивающих занятий, так и в качестве самостоятельного занятия.
Нами создана картотека нейропсихологических игр которые распределены по тематическим группам, а также по возрасту детей.
Приведем некоторые примеры нейропсихологических игр: Для развития восприятия и межполушарного взаимодействия применяется нейропсихологическая игра «Зеркальное рисование»: дошкольнику предлагается рисовать одновременно двумя руками симметричные рисунки. В процессе рисования ребенок проговаривает слова, слоги, буквы для автоматизации звуков. Рисование осуществляется как карандашами на листе бумаги, так и пальчиками на песке.
Развитию восприятия, внимательности, коммуникативных навыков, оперативности мышления помогает нейропсихологическая игра «Зеркало», которая проводится в паре. Двое детей встают друг напротив друга: один является ведущим, а другой играет роль зеркала. Ведущий осуществляет разнообразные движения руками, а его партнер старается отобразить эти движения в том же ритме. После этого игроки меняются местами.
Активизации когнитивных процессов помогает игра «Закончи предложение»: дети становятся в круг, педагог по очереди бросает детям мяч, предлагает им закончить предложение и бросить мяч обратно педагогу во время своего ответа. Вот некоторые примеры незаконченных предложений:
«Ночую темно а днем…», «Если правая рука справа, то левая рука…». «Если летом тепло то зимой…»
Таким образом, роль нейропсихологических игр состоит в том, что они позволяют развивать психические процессы, речевую и интеллектуальную активность детей дошкольного возраста, развивают мелкую моторику, развивают пространственную ориентацию.
Наш опыт применения таких игр в работе с дошкольниками показывает их положительное влияние на развитие детей и коррекцию нарушений.
Значение нейропсихологических игр заключается в их комплексном положительном воздействии на мозг ребенка, активизации мыслительной деятельности, стимулировании решения ребенком дошкольного возраста нестандартных задач.
Представляю несколько игр которые полюбились нашим деткам.
Упражнение «Ухо – нос – хлопок»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
Упражнения с мячиками.
Выполняется в паре. У каждого по одному мячику (массажный, либо резиновый, маленький).
Способы действий с мячиками:
- мяч в противоположной руке
– перекладывать из руки в руку друг другу;
- мяч в противоположной руке, перекладываем с левой в правую и другому отдаем;
- мяч в противоположной руке – себе – другому,
- мяч не в противоположной руке – другому по диагонали,
- мяч не в противоположной руке – себе – по диагонали другому,
- 2 тебе, 2 мне, - диагонали – 2 у одного человека – он передает крест-накрест другому,
- 2 мяча у одного – он передает – по прямой, другой по прямой, он - диагональ, другой – диагональ, - 2 у одного - передает крест-накрест – правая рука сверху, левая рука сверху. Возможны свои вариации.
Игра с цветными ладошками: перед ребенком силуэты цветных ладошек (левой и правой руки). Ребенок должен дотронуться до ладошек в определенном порядке:
- двумя руками одновременно по словесной инструкции взрослого;
- двумя руками одновременно, но с опорой на цветные фишки (для каждой руки свои цветные фишки).
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз). 8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Игра: «Хлоп-Топ-Тук»
Это работа над темпом, ритмом речи. А также у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.