Шайхлисламова Зиля
Роль народной педагогики в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль народной педагогики в воспитании дошкольников
1 слайд
Народная педагогика в воспитании дошкольников
2 слайд
Народная педагогика занимает особое место в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании, развития творческих способностей подрастающего поколения. Народная педагогика в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к культуре и традициям своего народа.
Публикация «Роль народной педагогики в воспитании дошкольников» размещена в разделах
Целью народной педагогики в работе с детьми является формирование представлений о народной культуре, ее традициях, знакомство с народным творчеством, историей родного края.
Задачи:
- Воспитывать любовь и уважение, чувства патриотизма к Родине: ее народу, культуре, истории, традициям народа.
- Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального отклика, вызванного театральным развлечением, произведением, беседой;
- Знакомить детей с народным творчеством : потешками, колыбельными песнями, рифмовками, пестушками, закличками, пословицами, поговорками, загадками.
3 слайд
Что же представляет собой народная педагогика?
Народная педагогика – исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, наблюдениях, культуре, ее ценностях. В народной педагогике отражается культура народа, его ценности, идеалы, представления о том, каким должен быть человек. Золотой фонд современной научной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения подрастающего поколения.
4 слайд
Народная педагогика – это проверенная жизнь, в воспитательной практике, передаваемая из поколения в поколение, вышедшая из распространенного народного опыта как бы книга идей, мыслей, нравоучений, примеров воспитания, средств воспитания.
Это родник мудрости, здоровой нравственности. В основе ее лежат человечность, милосердие, уважение к людям, скромность, порядочность.
5 слайд
(фотографии)
6 слайд
Что же входит в структуру народной педагогики?
-Фольклор- устное народное творчество, народная мудрость, народное звание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Фольклорные произведения называют народными, потому что они отражают художественные вкусы народа. Это и колыбельные песни, пестушки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, заклички.
- Проведение народных праздников - Пасха, Масленица, Науруз, Сабантуй, – предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам народной культуры и восстановлению традиций своего народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания.
7 слайд
Знакомство с народным прикладным искусством. Знакомство с дымковскими и филимоновскими игрушками, с матрёшкой - с видами декоративно-прикладного искусства –рассказ о процессе изготовления этих народных игрушек, их росписи, помогает научить детей рассматривать игрушки, отмечать средства выразительности, используемые народными мастерами (материал, из которого сделана игрушка; цвет; элементы узора) .
Этот метод работы развивает эстетический вкус при восприятии народной игрушки, помогает воспитывать любовь к народной игрушке, интерес к народным подвижным играм, к творчеству народных умельцев.
8 слайд
- Знакомство с малой Родиной: улицей, городом, природой. Дети любят узнавать о том месте, где родились и живут в настоящее время. Родной край, родной город –надо показать ребенку, что он славен своей историей, бытом, национальными и духовными традициями, достопримечательностями, памятниками, природой, людьми. Все это можно показать и рассказать об этом с помощью стихов, песен, прогулок, экскурсий, бесед, мини –музеев.
9 слайд
Игры
Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики.
Игра – уроки жизни. Они учат ребенка общению с другими людьми, правилам поведения, доброму отношению к людям. Игра – это материализация сказки – мечты, мифов – желаний, фантазий – сновидений, это драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.
10 слайд
Сказка
– благодатный и ничем не заменимый источник народной педагогики, нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
11 слайд
В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их – и дерево погибнет». Так и народ, не знающий свою историю и культуру, обречен на вымирание, исчезновение с лица земли. Поэтому необходимо еще с раннего возраста прививать детям родную культуру, воспитывать их в духе родного народа.
Ещё Ушинский К. Д., выдвигая принцип народности говорил о том, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!