Евгения Кутузова
Роль народного музыкального искусства в процессе воспитания дошкольников
▼ Скачать
Великая русская народная культура складывалась тысячелетиями. Она включает в себя творчество русского народа от глубокой древности до настоящего времени, оно является неотъемлемой частью, этой культуры, существует, как правило, в устной форме и передается из поколения в поколение. Музыкальное искусство позволяет обеспечить духовную потребность человека в образно-символическом переживании, запечатленном и воспроизводимом в звуковых мелодических и ритмических красках, то есть средствами музыки. Одной из важнейших потребностей человеческой души и является приобщение человека к этому миру народного музыкального искусства.
Публикация «Роль народного музыкального искусства в процессе воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Музыкальное искусство включает в себя профессиональную и народную музыку, проявляющеюся в различных формах и сочетаниях. В свою очередь классическая музыка строится на народной музыке, а сама слушательская аудитория воспринимает композиторские шедевры как истинно народные. В настоящее время русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. Мы все реже слышим народные песни, дети, еще находясь в утробе матери вместо русских народных колыбельных, слышат современную музыку, и уже в дошкольном возрасте напевают песни, которые отличаются от традиций народных песен.
Д. С. Лихачев говорил: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи…». А для того чтобы не забывать о культурном прошлом своего народа, мы должны не просто передавать знания детям, а воспитывать их.
Вспомним русскую пословицу «сказка-ложь, а песня-правда». Русские народные песни составлялись тысячелетиями, они несут в себе многолетнию историю русского народа. Народные песни просты и искренни, просты как слова, так и мелодия.
Песня может привести ребенка в состояние покоя или же радости, бодрости, она может вдохновить его. Также музыка развивает ребенка, укрепляет физическое состояние и интеллект. Она создает приподнятое настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. В процессе исполнения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки. Музыка развивает все виды восприятия и памяти. Ребенок учится услышать музыку, представить услышанное и воспроизвести его.
Л. Н. Толстой большое внимание уделял социальному значению музыкального искусства. Сегодня образное мышление и образное восприятие мира необходимы людям всех специальностей и профессий. Музыкальное искусство позволяет человеку обогатить свой жизненный опыт, пережить те эмоции и чувства, которые он, быть может, ранее не ощущал в жизни, развивать все более глубокое и тонкое отношение к себе, к другим людям и к миру в целом. Также музыка способствуют развитию ассоциативной фантазии, без которой не возможно овладение другими видами искусств.
Неоценимую роль играет народное творчество в познании ребёнком окружающего мира. Уже в раннем детстве через колыбельные песни он получает уроки любви и добра. Забавные попевки знакомят детей с такими явлениями природы, как дождик, солнышко, тучка. В народных музыкальных играх с пением ребёнок учится терпению, выносливости, взаимовыручке. Следование нравственным законам, таким как «бездельнику не место здесь», происходит в таких играх с пением, как «Воробей», «Царь Горох». Проявление любви и доброго отношения друг к другу происходит в хороводной игре «Город». Уважение к труду людей прививается в хороводах «Лён», «А мы просо сеяли».
Русские народные хороводы приобщают детей к познанию природы, воспитывают бережное отношение к окружающей среде и друг к другу. Хоровод – это танец, славящий солнце. Круг, в котором стоят дети наполняется теплом и светом. Круг в движении символизирует круг жизни человека. В такие хороводах, как «Капустка», «Плетень», «Прялица» дети, подражая узорам природы, как бы сливаются с самой природой.
Народные песни складывались голосом, без использования музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Объем звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса. Ритм несложных народных мелодий тоже очень простой: это чередование восьмых и четвертей. Размер обычно - двух и трехдольный. Музыкальные фразы часто заканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни дети, припев - другие. Таким образом, во время пения народных песен не утомляются голосовые связки детей. Народные мелодии хорошо звучат и без инструментального сопровождения. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают простую народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей.
Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речетативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет, а более сложные по объему песни доступны детям более старшего возраста.
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает это пение наиболее ценным музыкальным материалом. Сначала дети поют с поддержкой взрослого, а в дальнейшем играют самостоятельно.
В народной музыкальной культуре активно бытует и детская тематика, представляющая собой специфическую область народного творчества. Всю детскую музыкальную культуру условно можно разделить на несколько видов: материнское пестование, календарно-бытовое действо, песенно-игровые забавы. Все эти виды бытуют и в настоящее время. Детская народно-музыкальная культура является удивительно тонким и гибким инструментом формирования психики ребенка.
Вид материнского пестования проявляется наиболее ярко в колыбельном пении, содержание которого наполнено образами детских представлений о мире, добре, красоте и направлены на воспитание в ребенке нравственной чистоты, физического совершенства, разума. Кажущаяся обыденность и простота этих песенок вызвана необходимостью учета детских познавательных возможностей, конкретно-образного, чувственного восприятия мира.
В культурный оборот материнского пестования входят также песни - пестушки, способствующие воспитанию здорового, крепкого, жизнерадостного человека («Дыбок, дыбок! Скоро Сашеньке годок!»). Развеселить, позабавить ребенка помогали песенки-потешки, сопровождающие игровые действия («Ладушки», «Сорока», являющиеся первой ступенькой, ведущей к познанию и усвоению богатств русского народного творчества.
Детский календарно-бытовой вид проявляется в стремлении подражать взрослым, и в то же время содержать в функциональном обиходе свои народные песни, разнообразные по содержанию, музыкальному оформлению. Поэтому детский песенный фольклор большей частью заимствован у взрослых и переработан самими детьми. Примером тому могут служить многочисленные песни-заклички («Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!», «Дождик, дождик, приударь!», приговорки («Бабочка, бабочка, сядь на лавочку, дам тебе булавочку!», в которых прослеживается связь с древними языческими заклинательными формулами. Большое место в детском музыкальном культуротворчестве занимает обрядовый репертуар, связанный с участием детей в новогодних, рождественских весенних праздниках. Наглядно и основательно этот материал в виде фольклорных текстов представлен в четвертой части «Смоленского этнографического сборника» В. Н. Добровольского.
В детской деятельности потешно-игрового содержания главной задачей является: посредством забавы-развлечения развивать у дошкольников определенные навыки, умения, способствовать накоплению опыта и знаний для дальнейшей взрослой практической деятельности. Музыка же здесь выполняет не только сопроводительную роль, но и способствует осмыслению и закреплению в сознании эстетических ценностей.
В настоящее время главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора вернуться к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. На данный момент лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, который несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Музыкальное воспитание дошкольников должно проходить на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает чувство радости, душевного подъёма, восхищения или изумления. Музыка управляет настроением дошкольников. Во время прослушивания музыки появляется стремление к самостоятельным действиям, возможности как-то по-особому выразить свои чувства, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное. Поэтому необходимо музыкальным руководителям и родителям дошкольников, привить хороший музыкальный вкус детям.