Ирина Черноволенко
Роль народного искусства в развитии и воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский.
Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Публикация «Роль народного искусства в развитии и воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала и Н. П. Саккулина, считавшая, что детям дошкольного возраста близки и понятны изделия мастеров разных видов декоративного искусства (роспись, резьба, вышивка, игрушки).
Отрадно, что за последние годы значительно усилился интерес к этому виду искусства. Кроме решения эстетических задач, таких как развитие умения видеть красоту, создавать и беречь её, проявлять творческую активность, важно развивать и психологические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (память, мышление, воображение, познавательную и эмоционально -волевую сферы, а также решать задачи нравственно-патриотического воспитания : уважение к своему народу. К труду народных мастеров. Любовь к своему краю, Родине, Отчизне. Наша задача – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов.
Формы ознакомления с народным искусством самые разнообразные. Это занятия познавательного и практического цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования,знакомство детей с русскими народными инструментами : гармошка, балалайка, дудка, свистулька. Создаётся особая атмосфера деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенная к реальной.
-Народная песня
-Народная хореография
-Народные игры
Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить, ведь они:
-Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
-Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
-Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
-Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
-Знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
1. Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с печенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и развивает в детях культурные, социальные и духовные ценности.