Светлана Сосина
Роль национальной культуры Среднего Поволжья во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Роль национальной культуры Среднего Поволжья во внеурочной деятельности
Сосина Светлана Евгеньевна, старшая вожатая, МБОУ «СШ №82», г. Ульяновск
Сегодня как никогда остро встала проблема возрождения национальных традиций. В настоящее время знание и понимание истории, традиций и обычаев родного края – это необходимый элемент человеческой культуры. В Ульяновской области проживает более 80 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, имеют свои самобытные культуры, вовлеченные в непрерывное взаимо-действие и коммуникацию. Географическое расположение области, граничащей с республиками Татарстан, Чувашия и Мордовия, объясняет тот факт, что более четверти населения области относится к татарским, чувашским и мордовским этносам.
Публикация «Роль национальной культуры Среднего Поволжья во внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Национально- регионального компонента выводит изучение технологии на уровень определённой территории, поселения, предприятия, семьи, человека, вследствие чего реализуются цели:
• воспитание национального самосознания у новых поколений, создание условия для овладения национальными культурами;
• способность освоению культур народов Среднего Поволжья, т. к. проблема поликультурности диктуется смешанным составом учащихся школ Ульяновской области;
• обеспечение современного стандарта образования.
Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы трудового обучения и воспитания, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно- прикладного искусства, но и его развитию.
Принципы конструирования учебной программы предполагают выбор наиболее значимых традиций, обычаев, национальных и социокультурных особенностей, явлений и процессов в Поволжье, в Ульяновской области в г. Ульяновске или своем населенном пункте.
Одновременно, наиболее яркие декоративно- прикладные ремесла, традиции и прочие этнические особенности местной культуры позволяют организовать поисково-исследовательскую работу учащихся на основе локальных устных, письменных и вещественных источников в форме проектной деятельности учащихся. Результатом данной работы может быть выполнение и презентация творческих проектов, формирование учебно-методического комплекса для уроков технологии и факультативных курсов с национально-региональной направленностью, создание школьного музея.
Наиболее привлекательной формой внеурочной деятельности являются факультативные занятия, так как учащиеся могут выбрать факультатив соответственно по своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется высокой активностью. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности способствует формированию и развитию самостоятельной, творческой и мыслительной деятельности учащихся.
При изучении раздела «Ручная художественная вышивка» учащиеся знакомятся с народными промыслами регионального компонента (русского, мордовского, чувашского, татарского). В процессе обучения учащиеся знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывая их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей (вязанием, изготовлением национальных кукол, старинной одежды, украшений, головных уборов на которых выполняются фрагменты вышивки). На этом материале они с большим удовольствием выполняют свои творческие проекты, презентации. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.
Одно из главных условий всестороннего развития детей - творчество.
Вещи, сделанные своими руками с удовольствием и любовью, несут в себе огромный заряд положительных эмоций. Девочкам нравятся заниматься куклами, а особенно сделанными своими руками. Это результат не только труда, но и творчества. Каждый учащийся в процессе работы непроизвольно привнесет в неё свою выдумку: по-своему пришьёт голову, сделает причёску (волосы сделаны из шерстяных ниток). Все куклы сшиты по одной выкройке.
Материалы для работы при желании можно найти в каждом доме. Пересмотрите ваш гардероб, и вы обнаружите старые вещи, которые вы уже давно не носите, а выбросить жалко, приложив к ним руки и терпенье, вы сможете дать им вторую жизнь. И небольшой лоскуток ситца или сатина превратится в симпатичную куклу. Народные костюмы давно вышли из моды – сейчас вживую их можно удивить лишь в пору народных гуляний и в музеях. Но все – таки для нас очень важно не терять связи со своими корнями. Поэтому, если нет возможности поносить эти костюмы самому, можно в них нарядить куклу, сделанную своими руками. Как интересно придумывать образ для каждой куклы – ведь они так похожи на людей! Она способна украсить любой интерьер, быть оберегом, поскольку всегда будет привлекать внимание своей яркостью и самобытностью.
Высота куклы – 100 см. Все детали туловища сделаны из ткани и наполнены светлой халофайбером. Одежда сшита из недорогой ткани, цветных лент и тесьмы, украшена национальной вышивкой.
Кройка и шитьё.
Весь процесс изготовления куклы состоит из следующих этапов:
- подбор материалов по фактуре и цвету,
- подготовка его к работе,
- обрисовка выкройки на материале,
- раскрой деталей, наметка, шитье,
- набивка куклы,
- оформление.
Большое значение имеет аккуратный и правильный раскрой материала. Нужно внимательно следить за тем, чтобы парные детали не были выкроены на одну сторону. Выкроенные детали стачиваем машинной строчкой или шьём в ручную стебельчатым швом. Работа будет выглядеть аккуратнее, если все детали пришивать одной крепкой ниткой, подобранной по основному цвету куклы.
Изготовление головы.
Для вас приготовлена выкройка головы. Вы берёте ситец или сатин телесного цвета и накладываете, на этот отрез выкройку переводите его, вырезаете, смётываете, затем стачиваете, заполняете полученную голову наполнителем. У вас получается довольно плотный шарик. Нос выкраивается из этой же ткани по выкройке, соберите его на двойную нитку швом «через край», слегка подтяните нитку, заполните полученную форму наполнителем и закрепите нос к центру головы.
Основа головы готова.
Оформление лица.
Теперь можно пришить глаза (их можно вышить, или купить в специальном магазине готовые, и от того, каким способ вы это сделаете, будет зависеть настроение куклы: станет она улыбаться или нет.
Карандашом наметьте на голове точки для глаз и точки уголков рта. Затем пришейте рот (можно использовать резинку для волос красного цвета).
Как сделать каркас.
Для каркаса туловища, ног и рук лучше взять толстую, но гибкую проволоку (кукла должна крепко стоять на ногах). Для большей наглядности вместе с выкройками помещены рисунки-схемы прохождения каркаса. Все они даны в натуральную величину.
Набивка.
Для набивки лучше использовать маленькие клочки технической ваты, синтепона и халафайбера. Распределите вату внутри формы таким образом, чтобы проволочный каркас занял правильное положение.
После того как кукла будет готова приступаем к изготовлению её национальной одежды с вышивкой.
Наряды для кукол шить одно удовольствие, которые можно снимать и одевать, так как куклы довольно большие.
После исследовательской работы и изучения поисково-исследовательской работы были выбраны предлагаемые национальные костюмы, но это вовсе не значит, что при пошиве своего наряда для куклы нужно лишь точно выполнять рекомендации автора, и ничего больше. Наоборот, ваша фантазия, ваши творческие находки при выборе материала, при изготовлении отдельных деталей помогут сделать куклу и национальный костюм более ярким и богатым.
Прежде чем приступить к вышивке учащиеся знакомятся с народными вышивками, которые издавна славятся своим разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утончённостью цветовых решений. Создавались веками и зависящие от географического положения страны, её истории, культуры (русской, чувашской, татарской, мордовской).
1. «Русская вышивка»- характерны мотивы геометрического и растительного орнамента, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивают край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры.
2. «Мордовская национальная вышивка»- мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство, как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Техника вышивания – ручная роспись, косая стёжка, эрзянские и мокшанские швы, набор, ковровый шов, крестик.
3. «Чувашская национальная вышивка» - В ней использовались геометрические узоры, близкие к очертаниям квадрата, ромбов, треугольников, а также крестообразных форм с введением растительных мотивов. В своей вышивке использовали – крестик, роспись, счётную гладь и. т. д.
4. «Татарская национальная вышивка»- татарские рукодельницы владели разными способами вышивки – характерно шитьё золотом, и бисером по бархату, разнообразная гладь, ковровый шов на различных бытовых предметах и одежде.
В процессе практической работы последовательно осваиваются отдельные приёмы и навыки народной вышивки с учетом современной технологии. Далее выполнение школьниками вышивки на изделие и сборку национального костюма по приложенным выкройкам на формате миллиметровой бумаги А - 3.
После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:
- характерные особенности местного народного искусства и историю развития промысла;
- виды и особенности национальной одежды;
- виды и особенности национальной вышивки;
- основы композиции;
- значение символов вышивки на предметах быта и одежды жителей народов Поволжья;
Учащиеся должны уметь:
Делать зарисовки на бумаге и кальке с образцов народной вышивки, выполнять технические рисунки, местные узоры, подбирать традиционные украшения для национальной одежды (вышивку, бисер, бусины и. т. д).