Лидия Калачева
Консультация «Роль музыки в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыки в речевом развитии детей
дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. На своих музыкальных занятиях я уделяю много внимания этому виду деятельности.
Публикация «Консультация „Роль музыки в речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее связанный с развитием речи – это пение. Развитию речевого слуха способствует пение попевок на различных звуках, например, «Скок, скок поскок», «Андрей – воробей», «Ду, ду, ду, ду, дудочка», «Эй, кузней – молодец», «Как на нашем на лугу» и т. д.
Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать вдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.
Исполнение попевок и песен приучают детей пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом, петь громко и тихо. Например, в «Песне о пограничнике» первый куплет исполняется тихо: «Лес дремучий снегами покрыт, на посту пограничник стоит. Ночь темна и кругом тишина, спит любимая наша страна», а последний куплет исполняется громко, решительно: «Что б всегда был свободным народ, наша армия нас бережёт».
Пение даёт так же возможность вырабатывать у детей произнесение гласных звуков и чёткое, внятное произнесение согласных, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развитием речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, например, припев песни обычно повторяется. Запоминание куплетов из песен развивает умение у детей составлять фразы и предложения. И дети, сами того не замечая, изучают основы поэзии.
Пение требует чёткой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию чёткой дикции ребёнка. Пение помогает даже развитию навыков чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходиться пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определённые слоги. Пение способствует пополнению словарного запаса у детей (разъяснение незнакомых детям слов).
Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами и жестами. Важно большое внимание уделять голосу ребёнка. Голос – инструмент общения.
Детям очень нравятся музыкальные игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (голоса животных и птиц, например, мычание коровы, рёв медведя, лай собаки, мяуканье кошки, чириканье воробьёв, крик вороны и грачей, звук автомашины, скрип дверей, шум дождя и т. д.). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. «Чух,чух, паровозик, «тики – таки», «Кто кричит, что звучит?», в таких играх и упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.
Кроме пения речь ребёнка можно развивать через другие виды деятельности. Например, рекомендуется проводить пальчиковые игры, такие как: «Ладушки – ладушки», (дети ритмично хлопают в ладоши, «Сорока – сорока» (указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик, пальчик, где ты был) и т. д. Эти упражнения развивают воображение, в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Музыка, движение и речь представляют собой единое целое для ребёнка. При разучивании музыкальных игр и хороводов, например, «Мыши водят хоровод», «На лесной лужайке, разбежались зайки», «Мы на луг ходили», «На горе – то калина», «По малину в сад пойдём», «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший?» и др. ; занятия с движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют, в первую очередь, мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, формируются и развиваются представления о связи музыки, движения и речи. Многими учёными отмечено, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Восприятие музыки требует внимания и сообразительности. Беседа по поводу прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения. В процессе слушания музыки и её анализа у дошкольников развивается речь. Для того, чтобы высказать свои впечатления, дети строят предложения, небольшие рассказы из нескольких предложений, формулируют вопросы и ответы. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки.
В играх у детей совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма. Движения сопровождаются репликами, стихами, пением, которые, в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора.