Лилия Юсупова
Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на РМО музыкальных руководителей г. Туймазы Республики Башкортостан на тему: «Роль музыки в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 18 г. Туймазы,
ул. Комарова 39/Б. Юсупова Лилия Дамировна
Сл. 1. Добрый день, уважаемые коллеги!
Сл. 2. Познавательное развитие – одно из важнейших направлений
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыкальное развитие
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
дошкольного образования. Задача педагога – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности и развития познавательных способностей детей.
Сл. 3. Основными формами организации познавательной деятельности
на музыкальных занятиях являются :
1. Восприятие музыкальных произведений.
2. Дидактические игры.
3. Познавательно-исследовательская деятельность.
Сл. 4.
Восприятие музыкальных произведений – это один из основных видов музыкальной деятельности человека. Музыка успокаивает, вызывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость. У детей слушание музыки развивает познавательный интерес, расширяет музыкальный кругозор и повышает музыкальную восприимчивость.
Слушая музыкальные произведения, беседуя о характере и содержании музыкального произведения, ребенок знакомится с историей и культурой родного края и России.
Сл. 5. Усваивает представления о природе, о жизни и деятельности человека
в образной, эмоционально-чувственной форме.
Например, прослушивая музыкальные произведения «Салават» муз. Р. Касимова, «Урал мой» муз. А. Кубагушева – дети знакомятся с историей и культурой Республики Башкортостан.
Сл. 6. Слушая музыкальные произведения «Листопад» муз. Т. Попатенко,
«Метель» Г. В. Свиридова, «Подснежники» муз. В. Калинникова, «Весна» П. И. Чайковского, дети получают представления о явлениях природы и временах года.
Сл. 7. Прослушивая музыкальные произведения Д. Б. Кабалевского
«Плакса», «Злюка» и «Резвушка» дети знакомятся с разными чертами характера человека.
А при восприятии музыкальных произведений композитора Ю. Слонова
«Лесные картинки» знакомятся с голосами птиц и животных.
Сл. 8. Чувства и эмоциональные переживания играют значительную роль
в развитии познавательных способностей и становлении мировоззрения ребенка дошкольного возраста.
Сл. 9.
Дидактические игры – следующая форма организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях.
Сл. 10. Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, созданных
для решения задач обучения, воспитания и развития детей на основе образовательных ситуаций. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети, применяя уже освоенные ранее представления, самостоятельно решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения проблемных ситуаций.
Сл. 11. Например, дидактические игры: «Узнай и спой песню по картинке»;
«Музыкальный магазин»; «Назови композитора» – способствуют развитию восприятия и музыкальной памяти; дидактические игры: «Музыкальные инструменты» и «Веселые музыканты» муз. Ш. Кульбарисова – знакомят с культурой башкирского народа, а музыкальная дидактическая игра «Времена года» – способствует развитию представлений о природе.
Сл. 12. Важно, чтобы при организации дидактической игры были
представлены все её элементы: дидактическая и игровая задача, содержание и правила игры, игровые действия, результат игры. Задачи, поставленные музыкально-дидактической игрой, требуют устойчивого внимания, активной деятельности всех анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения, что, несомненно, влияет на развитие познавательных способностей детей.
Сл. 13.
Следующая форма – Познавательно-исследовательская деятельность. Это своего рода детская лаборатория, в которой ребенок получает массу сведений о новом объекте в процессе его практического исследования.
Сл. 14. На основе восприятия и с помощью обследовательских действий дети
устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы (из чего? для чего? как использовать, задумываются над ответами на них, пытаются найти ответы самостоятельно.
Сл. 15. Например, знакомя детей с музыкальными и немузыкальными
звуками, педагог подводит детей к исследованию, определяя проблемные вопросы: «Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много?», «Откуда берутся звуки?», а затем вводит в процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков и творческое самовыражение.
Сл. 16. Чем разнообразнее и интереснее музыкальный руководитель
организует исследовательскую, поисковую деятельность на музыкальном занятии, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет развитие познавательных способностей.
Сл. 17. Примечание.
В самостоятельной музыкальной деятельности для развития у детей познавательных способностей можно организовать : творческие мастерские, игры – путешествия, игры – инсценировки, творческие гостиные, интерактивные праздники.
Сл. 18. Таким образом, представленные формы проведения музыкальной деятельности позволяют обеспечить развивающее обучение дошкольников, способствуют обогащению познавательной сферы и развитию их познавательных способностей.
Сл. 19. Спасибо за внимание!