Альбина Мирошниченко
Роль музыкально-речевых игр в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыкально – речевых игр в развитии дошкольников
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы умственного, нравственного и физического развития реб нка, формируется его личность.
Чтобы этот процесс шел легко интересно и результативно необходимо применять в работе разнообразные интересные и увлекательные методы и приемы.
Публикация «Роль музыкально-речевых игр в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При выборе методов, способов и приемов, направленных на устранение недостатков и всестороннее развитие детей, особое место занимают музыкально – речевые игры.
Музыкально - речевая игра, как любая другая интересная детям игра пробуждает интерес к окружающему, стимулирует познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, у детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность.
Музыкально – речевые игры – это игры, основанные на взаимосвязи речи, музыки и движения.
Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине 20 века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. В играх и упражнениях по системе Карла Орфа лежит глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи. Эта взаимосвязь создает особую атмосферу, в которой уверенность, внутренний комфорт, раскованность испытывают все. Впоследствии речевые игры и упражнения стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России.
В основе музыкально-речевых игр лежит небольшой текст эмоционального содержания, «играя» с которым дети получают возможность проявить фантазию и воображение.
Тексты, подбираемые для музыкально – речевых игр должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми, но интересными по содержанию. Это могут быть:
1. Песенки, прибаутки, потешки
2. Считалки, дразнилки
3. Поговорки, пословицы
4. Стишки, небольшие тексты
5. Скороговорки
6. Этюды, речевые пьесы
Мелодия музыкально – речевых игр не затейлива, легко ложится на слух. Очень часто в мелодии применяется один звук по высоте или два (в терцию). Жестикуляция, пластика, мимика в музыкально - речевой игре превращают е в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывая свои творческие возможности.
Музыкально – речевые игры могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками).
Движения в таких играх носят сопровождающий характер. Они должны максимально сочетаться с текстом и музыкой.
Цель: развитие творческого начала ребенка, создание атмосферы радости.
Задачи:
Развивающие :
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:
- эмоциональную отзывчивость на музыку
- слуховое внимание и память;
- чувство ритма;
2. Способствовать развитию речи
3. Улучшать дикцию
Воспитательные: воспитывать чувства коллективизма, дружелюбия, взаимопомощи, приобщать к миру музыки.
Улучшение памяти
Музыкально – речевая игра предполагает разучивание и запоминание речевых текстов (песенок, стишков, скороговорок, загадок и т. п.) и небольших, но выразительных мелодий. Способность запоминать мелодию, в свою очередь, предполагает запоминание тембра, ритма, интонации. Слуховая память исполнителя тесно связана с моторной памятью: руки должны запомнить направление движений, скорость и силу сокращения мышц. Таким образом, музыкально – речевая игра развивает память физических действий, двигательную память, оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
Развитие речи
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Тембр, высота, динамика, ритм принадлежат и голосу и музыке. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу: голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.
Музыкально – речевая игра создает эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствует возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются.
В процессе игры происходит обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие плавной речи. В дошкольном возрасте выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, способность познавать ее содержание и простейшие средства ее выразительности облегчают задачу формирования и исправления речи. Учитывая тот факт, что формирование речи происходит при участии движения, а формирование движения при участии речи, музыкально – речевые игры объединяя речь и движения способствуют развитию выразительной речи дошкольников.
Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка.
Вовлекая детей в игровую деятельность, музыкально - речевые игры помогают активизировать их речевое развитие.
Улучшение дикции
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Тембр, высота, динамика, ритм принадлежат и голосу и музыке. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу: голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер. Эмоциональный текст и музыкальное сопровождение развивает способность выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движение, мимику.
Развитие слуха
Слуховая система служит для получения информации о внешнем мире. Слух это способность дифференцировать звуки по таким параметрам как интенсивность, длительность, чистота, воспринимать их, переживать и понимать содержание.
Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, форма являются характерными и для речи. Таким образом, использование музыкально - речевых игр, объединяя речь и музыку, положительно влияет на развитие слуха ребенка.
Понятие музыкальный слух в более широком смысле совпадает с понятием музыкальности и включает в себя :
- звуковысотный слух (способность воспринимать и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей, способность слышать и воспроизводить звуковысотное движение)
- динамический слух (способность различать силу звучания)
- ладовый слух (способность различать устойчивость и неустойчивость звуков и их тяготение друг к другу)
- ритмический слух (чувство ритма)
Развитие чувства ритма
В переводе с греческого языка ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Н. И. Льговская даё т следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её».
Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу… Поэтому развитие ритмического слуха наиболее важная задача в дошкольном воспитании. Дети, у которых плохо развито чувство ритма, плохо запоминают стихи, имеют проблемы с выразительным чтением стихотворений и, как правило, им трудно запоминать и точно выполнять движения в танцах, играх и спортивных упражнениях.
Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950,
Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К. Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах.
Чувство ритма имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение.
Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия. Музыкально – речевые игры – наиболее эффективный и интересный вид деятельности формирующий и развивающий чувство ритма у дошкольников.
Развитие коммуникабельности и навыков общения
Общение – одна из основных психологических категорий. Ребенок становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций детей. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя.
Музыкально – речевая игра даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка, как с взрослыми, так и с детьми своего возраста. Совместное пение, совместное музицирование (игра на инструментах в ансамбле, согласованные движения помогают детям лучше узнать друг друга и себя, объединяют детей, создают ситуацию, при которой дети сопереживают друг другу, учатся помогать друг другу, радуются успехам товарищей.
Классификация музыкально – речевых игр :
1. Речь и музыка
Развивающие речевые игры – вид музыкальной деятельности речевого периода обучения пению. Они подготавливают речевой аппарат к вокализации голосовых звуков и служат отличным материалом для распевок.
Речевые игры призваны улучшить дикцию, развить умение пользоваться выразительными средствами голоса.
Игры, в основе которых лежит взаимосвязь речи и музыки, направлены на:
- расширение речевого и певческого диапазона голоса, развитие артикуляции и дыхания, улучшение чистоты интонирования
- автоматизацию отдельных звуков и произношение их в произвольной речи, формирование и развитие плавной речи
- развитие артистических способностей, мимики, жестов, эмоциональной отзывчивости.
В основе речевых игр лежит слово, словосочетание или фраза, «играя» с которой дети развивают свои голосовые возможности.
Сначала можно использовать для этого имена детей, приветственные слова, названия цветов, деревьев, разнообразных предметов. Затем словосочетания (тикают часы, солнышко смеется и т. д.). Дети с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Ваня-Ванечка, кукла – куколка, книга – книжечка и т. п.). Далее детям предлагается «поиграть» используя потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.
Это могут быть игры - загадки, игры- повторялки, игры доскажи слово, игры – диалоги, сценические этюды.
«Ау», «Капельки», «Игра в гостей», «Я подрос», Заяц белый», «Чудо – лесенка», «Арбуз»
Понимать, адекватно выражать свое эмоциональное состояние (внимание, интерес, сосредоточенность) и через мимику и жесты передавать черты характера присущие героям (веселый, добрый, смешной, озорной) помогают музыкально – речевые игры :
«Арбуз», «Не сердись», «Принцесса и людоед».
2. Речь музыка и звучащие жесты или музыкальные инструменты
Во время речевых игр можно использовать традиционные "звучащие жесты" : коленопреклонение, хлопанье по коленям, хлопанье и щелканье, а также удары ладонями по груди и бедрам. Эти приемы развивают ритмический слух. Дети, соревнуясь в воображении и изобретательности, легко придумывают различные варианты, активизирующие их творческие способности.
Данный вид музыкально – речевых игр направлен на развитие чувства ритма, метрического слуха, интонационного слуха, речи.
«Мы играем в ладушки», «Перевертушки», «Ритмические орнаменты», «Козлик», «Солнышко и дождик», «Музыкальные молоточки»,
3. Речь, музыка, движение
В основе музыкально-речевых игр с движениями лежит речевой материал, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального, игрового или спортивного упражнения.
Исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки, ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Музыкально – речевые игры, сопровождаемые движениями направлены на:
- развитие координации движений рук и ног
- координации речи и движений
- ориентировку в пространстве
- сосответствие движений темпу и интонации (характеру) речи
«Семейный вальс», «Маме надо отдыхать», «Пила», «Дядя Степа», «Зашагали ноженьки прямо по дороженьки», «Мы в корзиночке сидим».
4. Речь, музыка, музыкальные инструменты и движение
Игры, в которых соединяются речь, музыка, движения и звучащие жесты или игра на инструментах – наиболее сложный вид музыкально – речевых игр, требующий предварительной подготовки. Сначала, как правило, разучивается сам речевой текст, затем добавляются звучащие жесты, а потом движения. На этом этапе хорошо предложить детям импровизировать, выполнять какие-либо творческие задания, принимать самостоятельные решения.
«Угадай – ка», «Снежинка», «Дядя Степа», «Испекли мы пирожки»
Таким образом, музыкальные речевые игры организуют деятельность голосового аппарата, развивают тембр голоса, укрепляют голосовые связки, помогают ввести ребенка в мир динамических оттенков, активизируют дыхательную мускулатуру, расширяют диапазон голоса. Активное использование образных аналогий, игровых форм помогает интересно и легко и непринужденно формировать дикцию детей.
Музыкально – речевая игра, создавая атмосферу радости, пробуждает интерес к окружающему, стимулирует познавательную активность дошкольников, способствует развитию мыслительной и речевой и музыкальной деятельности, развивает творческое начало ребенка.