Екатерина Семенова
Роль летних оздоровительных мероприятий в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Публикация «Роль летних оздоровительных мероприятий в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни» размещена в разделах
- День здоровья. Сценарии летних развлечений
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лето
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов; на 20% от условий внешней среды, т. е. экологии; на 10% от деятельности системы здравоохранения, а на 50% от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги повлиять не можем, то др. 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Для создания целостной системы здоровье сбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в детском саду. У нас имеются необходимые условия для повышения двигательной активности и организации ознакомления дошкольников с основами ЗОЖ:
- музыкальный; физкультурный зал оборудованый спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, которое повышает интерес к физической культуре ; - спортивная площадка на территории детского сада; - медицинский кабинет; - физкультурный уголок в групповой комнате, который представлен пособиями для подвижных игр и общеразвивающих упражнений. Физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для активной игровой деятельости детей; - веранда стимулирует двигательную деятельность детей где расчерчены "следы", "геометрические фигуры", которые мы используем для прыжков, подвижных игр, что способствует закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультуры.
Для формирования представлений о ЗОЖ необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей; для этого ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой - создать бодрое настроение у детей, укреплять здоровье, развивать физическую силу.
Помимо утренней гимнастики проводились физкультурные занятия. Их цель - обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленных на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной деятельности.
Особое внимание в комплексном подходе к оздоровлению уделялось проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижения заболеваемости: контрастные воздушные ванны перед дневным сном и после него; гимнастика после сна; босохождение по полу; дневной сон при открытом окне; световоздушные ванны; проветривание.
Большую роль в оздоровлении играют прогулки. В летний период прогулки проводились 3 раза в день: утром, днем, вечером при любой погоде. Каждая прогулка имела определенное содержание, куда были включены подвижные игры, это: "Лохматый пес","У медведя во бору", "Самолеты", "Догони мяч", "Воробышки и автомобиль", "Ловишки" и др. Дидактические игры: "Я покажу а вы отгадайте" - дать представление о видах спорта, "Говорящие знаки" - знакомство с правилами ПДД; "Кому что нужно"; "В воздухе, на земле, море - классификация средств передвижения, знакомство с правилами поведения. Индивидуальная работа по развитию движений.
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Так в своей работе мной были использованы произведения: С. Я. Маршак "Вот какой расеянный", К. Чуковский "Мойдодыр" "Федорино горе", С. Михалков "Прививка" и др. Беседы после прочитанных книг углубляеют их воспитательное воздействие.
Процесс формирования представлений о ЗОЖ тесно связан с воспитанием у детей любви к природе, чистоте, опрятности, порядку. Этому способствуют беседы из цикла "Азбука здоровья", затрагивающие проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек, темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания и др. Так, были проведены беседы : "Береги природу", "Правила поведения на воде", "Какую пользу приносят солнце, воздух и вода", "Живые витамины", "Друзья Мойдодыра","Этикет за столом", "Правила поведения при пожаре" и др.
Большое значение на формирование представлений о ЗОЖ оказывают : - рассматривание иллюстраций: "Кто лечит нам зубы", "Природные явления" - правила поведения при дожде, молнии, урагане; рассматривание альбомов о видах спорта. Игры - драматизации: "Наша Маша маленькая", игра-драматизация по сказке"Айболит". Сюжетно-ролевые игры: "Больница", "Аптека", "В поход", "Служба спасения", "Отважные пожарные"и др. Игры-эстафеты:"Меткие стрелки", "Достань до флажка", "Попади в цель"
Положительное влияние на развитие движений, воспитание двигательной активности оказывают физкультминутки которые проводились по мере необходимости в зависимости от вида и содержания деятельности, главным образом в момент появления утомляемости; пальчиковые игры: "Жук","Лягушка", "Ежик", "Пальчик - мальчик" и др. ; а так же самомассаж где использовались обычные цветные карандаши, которые легко превращались в массажер для ладоней и пальцев рук также как и пуговицы, и шишки.
Немаловажное значение в формировании у детей представлений о ЗОЖ имеет работа с родителями. Так, в приемной, в уголке для родителей в течение лета была размещена информация на темы : "Куда пойти с ребенком в выходной день летом", "Прогулка в лес за ягодами", " Прогулка к водоему", "Прогулка за грибами" и т. д. 4 июня 2013г. состоялась подготовленная совместно с родителями театрализованная сказка "Красная шапочка", одной из задач которой являлось воспитание экологической культуры. 19 августа 2013г родители вместе с детьми приняли активное участие в "Утренней зарядке со звездой",это семья Алмазкиной Анастасии и Петрова Владимира. 22 сентября 2013г. семья Владимира Крылова участвовала в кроссе нации.
Таким образом, в работе напрвленной на формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников любые методы работы: занимательная беседа, чтение и обсуждение книг по теме, инсценирование ситуаций и др. важны для освоения знаний о ЗОЖ. Формы организации образовательного процесса могут быть также разнообразными : занятия в группе и природе, эксурсии, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о Здоровом Образе Жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые мы используем в своей работе, учета возрастных особенностей дошкольников при выборе этих методов,а также личного опыта педагога и родителей.