Наталья Ярушина
Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Статья посвящена проблеме использования наглядно-дидактического материала в обучении детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются возможности и способы использования предметно-образной наглядности в развитии детей. В статье отражены преимущества использования наглядных средств обучения. Установлено, что при использовании традиционных средств обучения дети усваивают учебный материал быстрее, чем при использовании современных информационно – компьютерных технологий.
Публикация «Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: наглядность, принцип наглядности, дидактический материал, предметно-образная наглядность, дидактическая технология.
Принцип наглядности, как один из основополагающих методических принципов, играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста. Долгое время он исследуется педагогами и психологами, но не утратил свою актуальность и сегодня.
В наше время педагоги часто используют в развитии и обучении детей современные или инновационные технологии, то есть аудио- и видеоматериалы, презентации. Они способствуют углубленному изучению сложных тем для восприятия ребенка с первого раза. Однако, как показывает практика, более 65% применяет на занятиях более традиционные методы обучения : наглядные, словесные, практические методики, а также работают с книгами. Например, правильное использование наглядности на занятиях в детском саду способствует формированию у ребенка четких представлений по теме занятия, развивает внимание, фонематическое восприятие, логическое мышление и речь, помогает через анализ материала прийти к обобщению, которые позже применяют на практике.
Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.
Использование средств наглядностей для развития детей на занятиях в детском саду благотворно влияет на успешное усвоение материала, повышает интерес, удерживает внимание, содействуют выработке у детей эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям.
В связи с этим, необходимо соблюдать ряд условий при их использовании :
1. Наглядность должна соответствовать возрасту и психическому состоянию ребенка.
2. Применять только в соответствующий момент занятия.
3. Необходимо разграничивать основное и не основное при показе иллюстрации.
4. Нужно заранее продумывать сопутствующие пояснения для лучшего восприятия детей.
5. Показываемый материал должен быть согласован с содержанием проводимого занятия.
6. Нужно вовлечь детей, к анализу дающейся информации.
7. Необходимо рациональное сочетание различных форм и методов сообщения учебного материала и труда детей с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
Однако все чаще традиционные карточки заменяются электронными пособиями. Например, компьютерные технологии БОС, презентации и многое другое. Это говорит нам о том, что идет интеграция современных компьютерных технологий в сфере образования. Но до конца так и не доказана эффективность применения данных средств.
Современные технологии позволяют работать с мультимедиа, т. е. смотреть фильмы или слушать аудиозаписи разного характера. Это во многом упрощает образовательный процесс, так как педагогу не нужно самому объяснять материал. Данный метод основан на наглядном и слуховом восприятии, это оказывает большое влияние на мышление, познавательную активность. Электронные игры и пособия помогают детям обучиться самостоятельности, развить навык самоконтроля. Использование технических средств обучения также помогает развить у них собранность, сосредоточенность, усидчивость. Современные пособия позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей старшего дошкольного возраста и повысить эффективность их ознакомления с учебной программой в детском саду.
Но все же, какой метод обладает большей результативностью?
Еще в середине XX века Эдгар Дейл стал выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися. Результаты отразились в пирамиде, названной в честь профессора – «пирамида Дейла»
Лекция и чтение учебника — самые простые, но наименее эффективные способы усвоения, потому что усваивается только 10% изученного.
Использование аудио- и видеоматериалов помогает запомнить 20-30% новой информации.
Наглядность позволяет запомнить 50% от всех знаний.
Применяя практический метод ребенок, усваивает 70%, а также учится анализировать и пользоваться полученным материалом на практике.
Таким образом, большим эффектом при развитии и обучении детей старшего дошкольного возраста обладает использование практического метода, входящий в традиционную классификацию. Ребенок усваивает большее количество информации, чем при использовании современных технологий. Это происходит из-за комплексного воздействия всех органов чувств, что способствует более полноценному запоминанию материала полученного в момент занятия. Мы рекомендуем педагогам, чаще использовать наглядно-дидактические пособия во время занятий, так как они удерживают интерес ребенка к изучению новой темы, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают знания, которые надолго остаются в их памяти.
Воспитатель филиала «Большеутинский детский сад " Ручеёк" Ярушина Н. Е. пополнила игротеку: развивающие карточки "Правила безопасности", "Зимующие птицы России", "Животные России". Наглядно- дидактическое пособие : " Расскажите детям о домашних животных", «Продукты питания», «Посуда»