Папки-передвижки

Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников (4 фото)

Наталья Ярушина
Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования наглядно-дидактического материала в обучении детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются возможности и способы использования предметно-образной наглядности в развитии детей. В статье отражены преимущества использования наглядных средств обучения. Установлено, что при использовании традиционных средств обучения дети усваивают учебный материал быстрее, чем при использовании современных информационно – компьютерных технологий.

Публикация «Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: наглядность, принцип наглядности, дидактический материал, предметно-образная наглядность, дидактическая технология.

Принцип наглядности, как один из основополагающих методических принципов, играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста. Долгое время он исследуется педагогами и психологами, но не утратил свою актуальность и сегодня.

В наше время педагоги часто используют в развитии и обучении детей современные или инновационные технологии, то есть аудио- и видеоматериалы, презентации. Они способствуют углубленному изучению сложных тем для восприятия ребенка с первого раза. Однако, как показывает практика, более 65% применяет на занятиях более традиционные методы обучения : наглядные, словесные, практические методики, а также работают с книгами. Например, правильное использование наглядности на занятиях в детском саду способствует формированию у ребенка четких представлений по теме занятия, развивает внимание, фонематическое восприятие, логическое мышление и речь, помогает через анализ материала прийти к обобщению, которые позже применяют на практике.

Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Использование средств наглядностей для развития детей на занятиях в детском саду благотворно влияет на успешное усвоение материала, повышает интерес, удерживает внимание, содействуют выработке у детей эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям.

В связи с этим, необходимо соблюдать ряд условий при их использовании :

1. Наглядность должна соответствовать возрасту и психическому состоянию ребенка.

2. Применять только в соответствующий момент занятия.

3. Необходимо разграничивать основное и не основное при показе иллюстрации.

4. Нужно заранее продумывать сопутствующие пояснения для лучшего восприятия детей.

5. Показываемый материал должен быть согласован с содержанием проводимого занятия.

6. Нужно вовлечь детей, к анализу дающейся информации.

7. Необходимо рациональное сочетание различных форм и методов сообщения учебного материала и труда детей с учетом содержания и специфики наглядных пособий.

Однако все чаще традиционные карточки заменяются электронными пособиями. Например, компьютерные технологии БОС, презентации и многое другое. Это говорит нам о том, что идет интеграция современных компьютерных технологий в сфере образования. Но до конца так и не доказана эффективность применения данных средств.

Современные технологии позволяют работать с мультимедиа, т. е. смотреть фильмы или слушать аудиозаписи разного характера. Это во многом упрощает образовательный процесс, так как педагогу не нужно самому объяснять материал. Данный метод основан на наглядном и слуховом восприятии, это оказывает большое влияние на мышление, познавательную активность. Электронные игры и пособия помогают детям обучиться самостоятельности, развить навык самоконтроля. Использование технических средств обучения также помогает развить у них собранность, сосредоточенность, усидчивость. Современные пособия позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей старшего дошкольного возраста и повысить эффективность их ознакомления с учебной программой в детском саду.

Но все же, какой метод обладает большей результативностью?

Еще в середине XX века Эдгар Дейл стал выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися. Результаты отразились в пирамиде, названной в честь профессора – «пирамида Дейла»

Лекция и чтение учебника — самые простые, но наименее эффективные способы усвоения, потому что усваивается только 10% изученного.

Использование аудио- и видеоматериалов помогает запомнить 20-30% новой информации.

Наглядность позволяет запомнить 50% от всех знаний.

Применяя практический метод ребенок, усваивает 70%, а также учится анализировать и пользоваться полученным материалом на практике.

Таким образом, большим эффектом при развитии и обучении детей старшего дошкольного возраста обладает использование практического метода, входящий в традиционную классификацию. Ребенок усваивает большее количество информации, чем при использовании современных технологий. Это происходит из-за комплексного воздействия всех органов чувств, что способствует более полноценному запоминанию материала полученного в момент занятия. Мы рекомендуем педагогам, чаще использовать наглядно-дидактические пособия во время занятий, так как они удерживают интерес ребенка к изучению новой темы, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают знания, которые надолго остаются в их памяти.

Воспитатель филиала «Большеутинский детский сад " Ручеёк" Ярушина Н. Е. пополнила игротеку: развивающие карточки "Правила безопасности", "Зимующие птицы России", "Животные России". Наглядно- дидактическое пособие : " Расскажите детям о домашних животных", «Продукты питания», «Посуда»

Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников
Фото №1 Аннотация Статья посвящена проблеме использования наглядно дидактического материала в обучении детей Фото №2 Старшая группа старшего дошкольного возраста Фото №3 Раскрываются возможности и способы использования предметно образной наглядности в
Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 22:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ярушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД