Людмила Овсянникова
Консультация «Роль игры в жизни ребенка 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : "Роль игры в жизни ребенка 3-4 лет".
Воспитатель: Овсянникова Л. П.
МБДОУ детский сад"Ёлочка", с. Усть-Калманка.
Консультация для родителей : "Роль игры в жизни ребенка 3-4 лет".
Публикация «Консультация „Роль игры в жизни ребенка 3–4 лет“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет», А. С. Макаренко. Каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через несколько лет. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. Для детей 3 – 4 лет игра прочно входит в жизнь. Малыш подолгу действует с игрушками, одно сюжетное действие вытекает из другого. Если нет под рукой нужного предмета, ему тут же находится замена. В ход идут палочки, веточки, травинки, листья. Помимо сюжетов на бытовые темы, ребенок начинает отображать действия взрослых разных профессий. Чтобы игра была содержательной, учите ребенка наблюдать, осмысливать увиденное. После посещения с малышом парикмахерской, поликлиники, магазина, расспросите, что он видел. Пусть ребенок расскажет о действиях людей, значении предметов. Конечно, если ребенок играет один, он может выполнять только одну роль. Другие роли в этом случае выполняют куклы: дети их кормят, укладывают спать, лечат. Но это обедняет содержание игры : ведь в деятельности взрослых людей обычно участвуют не два персонажа. Так, в поликлинике, кроме врача и больного, есть медсестры, родители больных детей. Чтобы воспроизвести реальные события в игре, ребенку нужны партнеры на разные роли, причем партнеры, которые не просто молчат, но и сами участвуют в игре. Чем же взрослые могут помочь? Прежде всего принять участие в игре, беря на себя определенную роль. Только учтите, дети неохотно выполняют роли детей. Кому интересно играть самого себя? Ведь игра нужна ребенку для того, чтобы хотя бы понарошку, на время стать взрослым. Значит, если уж «дочки – матери», так пусть дочка выполняет роль мамы, а маме придется изображать дочку. Зато как это смешно и весело! Ну а в другом случае мама может сыграть гостью, которая пришла навестить хозяйку, да еще и своего ребенка (куклу) привела с собой. Включаться в игру взрослому нужно исподволь. Не распоряжаться и не объяснять ребенку в ходе игры, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединится к нему, уже «войдя в образ». «Здравствуйте. Я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я как раз шла мимо и решила на минутку заглянуть к вам, узнать о здоровье вашей дочки. Ведь вчера у нее была повышена температура….». Игру детей четвертого года жизни невозможно представить без участия в ней взрослых. Он тактично направляет игру. Добивается большей самостоятельности детей. Общение взрослого и ребенка обогащает речь детей, учит вежливому общению, взаимоотношению с другими партнерами по игре. Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия необходимы в игре, только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка. Чем разнообразнее сюжеты детских игр, тем богаче их содержание, и чем больше разных ролей может выполнять ребенок в играх по одному и тому же сюжету, тем больше игра будет способствовать умственному развитию. Но, что же, нужно ребенку для того, чтобы он мог жить яркой, радостной, разнообразной жизнью? Что может пробудить дремлющие в ребенке различные чувства, дать толчок его мыслям, наполнить все его существование приятным, увлекательным содержанием? Ответ для нас ясен – это игрушка. Игрушка дает ребенку возможность жить настоящей, интересной, полной жизнью. При помощи игрушек в сюжетно – ролевых играх он строит свой маленький мирок, свое царство, где он господин. Он, такой же, как взрослые: мастер, доктор, строитель, воспитатель. Ребенку нужен и разнообразный игровой материл: куклы, игрушечные зверушки, разнообразные машинки, посуда, мебель, коляски, наборы инструментов, наборы для сюжетно – ролевых игр «больница», «парикмахерская». Значение имеет размер игрушек (игрушечные стульчики и столик должны быть такими, чтобы куклы могли свободно сидеть и пить чай). И так на появление замысла в играх детей оказывают влияние самые разнообразные знания об окружающем, полученные под руководством взрослых, так и в результате стихийного опыта. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности. Игры : лото, домино, парные картинки открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учат выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Ребенок также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Игра детей – это: 1. развлечение;
2. обучение;
3. средство самоисследования и построения своего «я»;
4. развитие навыков общения и познания жизни взрослых;
5. самооздоровление себя через игру;
6. коррекция детско-родительских отношений.