Гомзякова Светлана Николаевна
Роль игры в жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры в жизни дошкольников
На сегодня целью системы дошкольного воспитания является формирование гармонично и разносторонне развитого ребёнка, готового к поступлению в школу. Активная деятельность играет ведущую роль на каждом возрастном этапе, особенно в дошкольном возрасте. По мнению Н. К. Крупской, игра для дошкольников представляет собой учебу, труд и серьёзную форму воспитания. В игре дети изучают окружающий мир, развивают цветовосприятие, формирование пространственных отношений и другие навыки. Также философия А. И. Горького подчеркивает значение игры как способ познания мира. Через игру ребёнок учится взаимодействовать с окружающими, усваивать духовные ценности и вносит основу для формирования личности.
Публикация «Роль игры в жизни дошкольников» размещена в разделах
Детство — это короткий, но важный период в развитии личности, где ребёнок начинает формировать своё отношение к миру, развивать социальные навыки и привычки. Основной вид деятельности в дошкольном возрасте - игра, в которой развиваются различные качества, необходимые для успешной учебы и трудовой деятельности. Игра помогает формировать личность ребёнка, определяя его будущий успех и отношения с окружающими.
Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в жизни детей. В них дошкольники воспроизводят то, что видят взрослых делать вокруг себя. Такая творческая игра полноценно формирует личность ребенка и является важным средством воспитания. В игре дети выступают как драматурги, декораторы и актеры, выражая свои мечты, стремления, мысли и чувства. Игра также помогает детям начать чувствовать себя частью коллектива, оценивать действия своих товарищей и свои собственные. Она также способствует умственному развитию ребенка, позволяя ему применить знания, полученные в детском саду и дома. В игре дети выбирают роли, соответствующие их мечтам о будущей профессии, и формируют представления о значении труда и различных профессиях. Развивая творческие способности, игры создают радостное настроение, делают жизнь детей полной и удовлетворяют их потребность в активности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии, что способствует организации дружного коллектива и развитию товарищеских чувств и умений.
На мой взгляд можно выделить следующие правила игры :
1. Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его. Радуйтесь ему – это, окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.
Пронаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удаётся нас рассмешить, или обрадовать.
2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения. И ещё, удерживайтесь от обидных замечаний: «Ах, ты, дурачок!», «Какой ты не сообразительный!» и т. д. Не обижайте ребёнка в игре.
3. Развивающие – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Набирайтесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать всё самому и отыскивать ошибки. Постепенно справляясь с всё более и более трудными заданиями, ребёнок развивает свои творческие способности.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в начале – обязательное условие.
6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начинайте с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его.
7. Каждому ребёнку нужно по отдельному комплекту игры.
8. В каком порядке нужно давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узоры», «Разноцветные кубики» или вкладыши Монтессори, здесь ребёнку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребёнка, записывать его успехи и определять, когда и какую из игр «включать».
9. Увлечения детей происходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, забывайте об игре на месяц и даже больше, а потом «случайно» возвращайтесь к игре, часто бывает, она похожа на встречу со старым другом, которого давно не видел.
10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вместе с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
11. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, модулям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
12. Сильному, хочется побороться, быстрому – побегать или поиграть в подвижные игры, а слабый это не любит. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам. У него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть.
13. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга и сделать кувырок на коврике, и полетать как на самолёте.
14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.
15. Лучше по секундомеру, устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающие детишки уже в 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. В таком случае, нужно набраться мужества и по – рыцарски честно признать своё поражение.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит игре.
Проблема формирования и развития игровой деятельности широко отражается в психолого-педагогической литературе.
Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому.
Таким образом, игра при правильном её формировании решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического развития каждого ребёнка.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни.
Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь и произвольность поведения. Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности, но особое значение имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на развитие познавательной деятельности дошкольника.
В подтверждение этих слов хочу привести такой пример: «На сколько важна роль дидактической игры в формировании знаний у детей 6 – летнего возраста о диких животных».
В ходе игры были использованы такие методы и приёмы, как беседа воспитателя с детьми, показ наглядного материала (иллюстраций, загадывание загадок, чтение стихов, которые способствовали усвоению знаний детей об особенностях внешнего вида, повадках…
В игре принимали участие шесть человек.
На первом этапе предлагалось рассмотреть картинки и ответить на следующие вопросы:
1. Как называется животное, изображённое на картинке?
2. Какой внешний вид?
3. Где обитают эти животные?
4. Какие характерные признаки имеет это животное?
5. Чем питается
Самыми простыми оказались первые два вопроса. А на остальные – дети смогли ответить только после многих наводящих вопросов воспитателя. Таким образом, удалось выявить начальные знания детей, о диких животных и уровень знания я отнесла к среднему, т. г. на все вопросы были получены ответы, но с наводящими вопросами.
На втором этапе с детьми были проведены дидактические игры : «Угадай, какой ты зверь?», «Назови меня», «Хищник – добыча», они были проведены с целью закрепления знаний, полученных на первом этапе игры. После проведения игр можно считать уровень знаний у детей о диких животных выше среднего, т. к. с поставленной задачей дети справились почти самостоятельно.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод – насколько важны игры (дидактические) в развитии познавательной деятельности дошкольника.