Цийиварз Гасанова
Роль игры в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа»
«Свердловский центр образования»
Дошкольное отделение № 3.
Индивидуальный план самообразования
2019-2020уч. г.
Тема: «Роль игры в развитии речи дошкольников».
Составила воспитатель:Гасанова Ц. О
Пояснительная записка.
Публикация «Роль игры в развитии речи дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Педагог-гуманист, А. В. Сухомлинский писал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Игра – это творческая деятельность, которая развивает способность к комбинированию, преобразованию, осмыслению действительности. Игра развивает мышление, воображение и, несомненно, речь ребенка. Игра занимает важное место в речевом развитии детей именно в дошкольном возрасте. Для речевого развития детей-дошкольников используются все виды игровой деятельности.
Ролевая игра по своей природе коммуникативна, поэтому она способствует развитию диалогической речи и монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.
Другой вид игры – игра-драматизация способствует развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Лингвистические игры помогают в выражении собственных мыслей словами понятными для окружающих; способствуют формированию у ребенка множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т. п. Благодаря лингвистическим играм у детей формируется культура речи, общения. Ребенок учится четко произносить каждое слово, делать правильные ударения в словах. Лингвистические игры позволяют грамотно, ясно высказывать свои мысли, что позволяет быть понятым другим. Благодаря лингвистическим играм развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи. Участие детей в таких играх стимулирует речевую активность ребенка.
Не маловажными в развитии речи ребенка являются дидактические и настольно-печатные игры. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития : они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Следует заключить, что игра занимает важное место в развитии речи ребенка.
Цель:
- Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений.
Задачи:
- Создание условий для формирования грамматического строя речи.
- Совершенствование грамматического строя речи через игру.
- Изучение передового педагогического опыта работы по развитию речи детей дошкольного возраста через игру.
Ожидаемый результат:
-Повышение познавательного интереса у детей
-Повышение уровня развития речи, общительности, самооценки.
-Обогащен и активизирован словарный запас ребенка.
Сентябрь.
1. Создание в группе предметно-развивающей среды
2. Пополнение материала для выполнения задач темы
4. Разработка системы методической копилки
3. Определение целей и мер, направленных на решение проблемы.
5. Прогнозирование результатов
6. Исследовательская работа в группе (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работ)
Октябрь.
1. Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников»
2. Составить картотеку игр для развития речи дошкольников.
3. Овладение методами и приемами развития речи дошкольников.
Ноябрь-декабрь.
1. Консультация для родителей "Роль игры в развитие речи дошкольников».
2. Выставки детских рисунков для родителей.
Январь – февраль.
1. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи дошкольников.
2. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».
Март-май.
1. Продолжать пополнять картотеку игр на развитие мелкой моторики руки новым материалом.
2. Продолжать знакомить родителей с играми, по лексическим темам для индивидуальной работы с детьми в домашних условиях.
Итоговый
1. Подведение итогов.
2. Распространение опыта своей работы.
3. Индивидуальные беседы по результатам диагностики.
4. Рекомендации родителям на летний период.
5. Провести развлечение «Кто больше знает скороговорок и чистоговорок».
6. Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
Список использованной литературы:
1. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 3-4 лет. –СПб. :речь; М. :Сфера, 2011.
2. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.
3Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
5Ушакова О. С., Гавриш Н. В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
6. А. В. Сухомлинский «Сердце отдаю детям».