Алина Манакова
Роль и значение классической музыки в образовательной деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, поскольку оно не только обладает большой силой эмоционального воздействия, но и формирует чувства человека. Современные научные исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте. Мы должны понимать, что отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Мы знаем, что музыка имеет сходную с интонацией природу, подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.
Публикация «Роль и значение классической музыки в образовательной деятельности ДОУ» размещена в разделах
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Музыка, передающая всю гамму чувств человека, существующих в реальной жизни, дает дошкольникам опыт и представление о чувствах человека. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка эмоционально и умственно. Гармоничность музыкально - эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, а также все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняются педагогические задачи - нельзя злоупотреблять детской восприимчивостью. Необходимо быть крайне осторожным с детской эмоциональностью, особенно при подборе музыкальных произведений. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач: воспитывать интерес к музыке, обогащать впечатления детей, вызванные посредством прослушивания музыкального произведения, либо исполняя его, приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям. Необходимо развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.
Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей : представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения.
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно - развивающая среда. Требования к проецированию музыкальной среды позволяют музыкальному руководителю создать необходимые условия для проведения непосредственно образовательной деятельности и получить результат.
В МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 164», руководит которым Слятина О. Д. к проблеме развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста подходят всеобъемлюще. Используя программу развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (образовательная область «Музыка», концепцию музыкального развития детей Д. Б. Кабалевского, технологии музыкального развития Золтана Кодая, педагоги по музыкальному воспитанию организуют свою работу поэтапно. Являясь музыкальным руководителем, я активно внедряю классическую музыку в перспективный план обучения. Классическая музыка, которая на какое-то время оказалась за границами музыкального воспитания в ДОУ, представляет собой колоссальный формирующий фактор не только эстетики, но и нравственности, эмоциональности ребенка. На занятиях музыки дети младшего дошкольного возраста (II младшая группа и средняя) исполняют произведения русских и зарубежных композиторов, написанные для детского возраста; пластические и ритмические упражнения с использованием музыкальных произведений В. А. Моцарта «Концерты для фортепиано с оркестром»; инструментальные концерты И. С. Баха; салонные танцы - «Полонезы», «Вальсы», «Мазурки», «Польки» Ф. Шопена, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, а также советских композиторов: Д. Шостаковича, С. Прокофьева, С. Майкапара. На занятиях я применяю музыкально - дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «В лесу»; «Прогулка»; «Музыкальное лото»; «Наш оркестр»; «Учитесь танцевать»; «Музыкальные загадки», «Слушаем музыку», «Музыкальные инструменты», в которых особую роль я выделяю классическим произведениям как элементам сопровождения игры. Музыкальные произведения и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей. Для создания самостоятельной музыкальной деятельности формируются зоны самостоятельной музыкальной деятельности, где бы дети могли самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально-дидактические игры, прослушать произведение.
К 5 - 6 годам (к старшей группе) наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса - способность дать оценку произведениям и их исполнению, выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Дети активнее, эмоциональнее усваивают исполнительские навыки, импровизируют мелодии, а при исполнении танцев стремятся передать различные танцевальные движения, музыкально- игровые образы. Занятие по музыке проходит в два этапа: воспринимающая деятельность, когда я ребенку пою, исполняю произведения классической музыки на инструменте (фортепиано, а он слушает, воспринимает; второй этап- строится на методике «освобождения творческих сил», благодаря этому ребенок творит в музыке, импровизирует на музыкальном (ритмическом) инструменте или в движении на заданную тему. Блоки компонентов занятия соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Мы наблюдаем развитие и реализацию творческих сил ребенка, а не формирование навыков копирования и механического воспроизведения. Нам важно при обучении ребенка музыке опираться на творческую активность ребенка, смотреть на него как на «маленького художника».
Классическая музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.