Алена Кузнецова
Роль и способы взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль и способы взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ
Функционирование логопунктов в общеразвивающих ДОУ - это хорошая альтернатива детским садам с логогруппами.
Сложность работы на логопункте состоит в том, что коррекционной работой занимается только учитель-логопед, а значит ребенок – логопат получит значительно меньше, нежели ребенок посещающий логогруппу, где коррекционной деятельностью занимаются все специалисты ДОУ. В таком случае задача специалиста логопункта состоит в том, чтобы организовать работу так, чтобы принести максимальную пользу ребенку, а значит говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда.
Публикация «Роль и способы взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ» размещена в разделах
Успех коррекционной работы логопункта определяется строгой, продуманной системой. Её эффективность во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех участников образовательного процесса: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей воспитанников.
Для четкого функционирования системы мною были разработаны следующие документы:
1. План взаимодействия учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса.
2. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями групп.
3. Тетрадь взаимосвязи со специалистами ДОУ.
4. Целая система взаимосвязи «учитель-логопед - родители».
1. План взаимодействия учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса.
В данном документе представлены мероприятия совместной деятельности учителя-логопеда со специалистами дошкольного учреждения и родителями воспитанников.
Взаимодействие учителя-логопеда со всеми субъектами образовательного процесса осуществляется в следующих формах: семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, анкетирование, беседы-практикумы, индивидуальные беседы, родительские собрания, консультации для родителей и совместные занятия с детьми.
2. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями групп.
В первую очередь воспитатель, находясь большую часть дня в контакте с ребенком в игровой форме закрепляет движения и положения органов артикуляционного аппарата разученных с логопедом, контролирует употребление в речи поставленных логопедом звуков, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов, систематически контролирует грамматическую правильность речи!
В тетради учитель-логопед обозначает звуки над которыми на данном этапе он работает с тем или иным ребенком (для продолжения работы над ними,
предлагает воспитателям примерный перечень игр и упражнений, направленных на:
-активизацию и обогащение словаря;
-развитию грамматического строя и связной речи;
-развитию мелкой моторики и дыхания;
-на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
-развитию фонематического слуха.
Картотеки игр сделаны мною в виде наборов пластиковых карточек, где описаны сами игры, задачи, оборудование, что безусловно облегчает работу воспитателям.
Мною было предложено организовать логочас во второй половине дня, где данные игры и упражнения могут быть использованы воспитателями. Также они могут использоваться при организации самостоятельной деятельности детей и в режимные моменты.
3. Тетрадь взаимосвязи со специалистами ДОУ.
В тетради расписаны задачи работы специалистов.
Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом. Проводит индивидуальную работу с детьми по запросу логопеда.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.
Инструктор по физическому воспитанию на занятиях использует разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физвоспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей. По рекомендации учителя-логопеда проводит подвижные игры на автоматизацию звуков. Развивает моторные навыки с использованием пальчиковой гимнастики, повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.
4. Тетрадь взаимосвязи «учитель-логопед - родители».
Данная тетрадь представлена индивидуальными логопедическими тетрадями детей, посещающих логопункт. Учитель-логопед в тетрадях предлагает речевой материал, по которому родители отрабатывают с детьми задания дома.
Существует «Почта одного дня» - это своеобразная информация для родителей. Открывая шкаф для ребенка, родители на дверке в прозрачном кармашке видят маленький листочек с информацией: «Радуемся вместе с Вами, у Вики появился звук «р», напоминайте Вике, чтобы она произносила звук «р» в словах. Спасибо!»
На стенде «Советы логопеда» есть кармашек «Умники и умницы». В конце каждой недели логопед оценивает деятельность детей и по результатам работы помещает в него фотографии наиболее активных ребят.
А также я наклеиваю на тетради детей наклейки в знак хорошей работы на занятиях, что даёт им дополнительный стимул.
В приёмных групп учитель-логопед предлагает родителям информацию по вопросам речевого развития детей с недоразвитием речи в соответствии с их возрастными особенностями.
Результативность и эффективность такой слаженной работы всех специалистов ДОУ прослеживается в сравнении диагностик речевого развития детей в начале и в конце учебного года.
Таким образом: только тесный контакт в работе специалистов может способствовать устранению различных проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.