Папки-передвижки

Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста

Алиева Людмила
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста

«Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны её вершины.

Удивительное искусство – детская книжка!»

Л. Токмаков.

Публикация «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Художественная литература играет большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям обогащать свою речь сравнениями, метафорами, эпитетами и другими средствами образной выразительности. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия.

По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Чтение детям вслух вызывает у них бурные эмоции, оно уносит ребенка прямо в сказку, у него начинает работать воображение. Процесс формирования правильного звукопроизношения у детей начинается с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка. Ведущая роль принадлежит чтецу, нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать ритм, следить за реакцией ребенка. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомят детей, были доступны не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения.

Для малышей второго года жизни полезно, когда текст сопровождается движениями, его проще понять и легче запомнить. Это потешки, стишки с использованием пальчиковых игр. Движения пальцев рук очень хорошо стимулирует головной мозг, особенно ту его часть, которая отвечает за речевое развитие.

В возрасте 2-3 лет нужны книжки с картинками и не загруженные текстом. Это могут быть стихи А. Барто, Маршака или Чуковского, сказки про «Колобка», «Курочку Рябу», «Репку», обязательно сопровожденные цветными картинками. Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения пересказу.

К четырем годам словарный запас уже достаточно широк. В этом возрасте интересны фольклорные произведения, былины, различные сказочные истории. Ребёнок уже может вполне провести четкую границу между правдой и вымыслом. Сам может выдумать продолжение, что развивает его связную речь. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

Что касается пяти - шестилетних детей, необходимо подбирать хорошие детские книги, пусть они будут как можно более разнообразны по жанру, стилю и сюжетам. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии представить себе практически любую деталь, и ему не потребуются для этого картинки. Они хорошо фантазируют и составляют интересные рассказы.

Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в развитии всех сторон речи детей дошкольного возраста и стимулирует их интеллектуальное развитие.

Приложение 1.

Рекомендации для родителей «Как развивать у ребенка интерес к чтению»

Основная роль в приобщении детей к чтению принадлежит, прежде всего, семье и родителям ребенка. Чтобы привить своему малышу интерес к книгам, необходимо соблюдать ряд несложных, но очень важных правил:

1. В первую очередь необходимо тщательно подойти к выбору подходящей для детского чтения книги:

• Размер книги должен быть не очень большим или маленьким, чтобы ребенку удобно было и самому полистать книгу и рассмотреть картинки.

• Страницы книги должны быть из плотной, качественной бумаги, белого или бежевого оттенка, что является наиболее комфортным для зрения.

• Переплёт в книге может быть твёрдым или мягким, с хорошо прошитыми страницами.

• Книга должна соответствовать требованиям экологической безопасности, она не должна сильно пахнуть типографской краской, не должна оставлять отпечатки краски на руках, что может привести к возникновению аллергии.

• Иллюстрации книги должны содержать яркие, красивые, реалистичные картинки и рисунки, чтобы привлечь и удерживать внимание ребенка к развивающемуся сюжету.

• Содержание книги должно соответствовать интересам и потребностям ребенка, его возрастным особенностям. Изложение текста должно быть увлекательным и доступным для понимания детей.

2. Оформите дома книжную полку с детскими книгами – яркими, красивыми и очень интересными. По возможности, пополняйте её новыми книгами, покупайте и дарите их ребенку на разные праздники. Сначала вы сами будете брать оттуда книги и читать детям. С возрастом ребенок обязательно проявит интерес к ним, будет листать и рассматривать их, а затем и читать самостоятельно.

3. Приучайте ребенка к художественной литературе с самого раннего возраста. Даже дети первого года жизни с удовольствием слушают произведения литературы, особенно в стихотворной форме. Пусть они не в состоянии воспринять в этом возрасте смысл прочитанного, но они получают бесценный опыт живого общения со взрослым, учатся воспринимать и различать звуки, ритмическую структуру нашей речи, различные интонации в голосе своей мамы. Подрастая, малыши начинают понимать и смысл стихов и сказок, развивается их слуховое внимание и память, фантазия и словесно-логическое мышление.

4. Читайте ребенку всегда, когда есть возможность – в очереди в поликлинике, после прогулки, перед обедом, в самолете или поезде. Введите обязательный ритуал чтения перед сном. Каждый вечер, когда ребенок не очень хочет ложиться спать, почитайте ему интересную сказку или рассказ. Это успокоит ребенка и поможет ему быстрее уснуть.

5. По возможности, никогда не отказывайте, если малыш просит почитать ему книгу. Даже если у вас совсем нет времени, хотя бы одну страничку в день.

6. Не бойтесь читать детям длинные произведения, по одной или несколько главе в день, это развивает память и внимательность, поддерживает их познавательный интерес.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе "Сундучок сказок"

1

Художественно-эстетическое развитие

1

Мастер-классы

1

Праздники и развлечения

1

Подвижная игра

2

Речевое развитие

3

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.

Задачи:

Развивающие :

· Развивать внимание и память воспитанников посредством выполнения элементов упражнений.

· Развивать речь дошкольников, мышление, творческое воображение, воспитывать интерес к словесному творчеству.

Образовательные:

· Формировать у детей умение передавать содержание сказок с помощью мнемотаблиц.

· Повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных народных сказок, развивать актерские способности, умение внимательно слушать вопросы воспитателя и отвечать на них.

· Формировать навыки образовывать слова-антонимы.

Воспитательные:

· Воспитывать чуткое, доброе отношение к сказочным героям, желание помочь им в трудной ситуации.

· Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Методы и приемы: наглядный (показ картинок, карточек, словесный (художественное слово, беседа, загадывание загадок, рассказ, чтение стихов, вопросы к детям, игровой (сюрпризный момент).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материал и оборудование: игрушка «Машенька», сундучок с письмом, волшебной палочкой, заданиями (карточки на всех детей и карта-схема с героями сказки, мнемотаблица, карточки с загадками).

Предварительная работа: чтение сказок, изучение стихотворений о животных, составление сказок по схемам, загадывание загадок о сказках, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Организация: в ситуации участвуют не более 9 детей.

Краткий ход конструирования образовательной ситуации:

Приветствие:

Воспитатель: (на фоне музыки «Приходите в сказку», дети заходят в группу)

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руки

И тепло пойдет по кругу.

Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям. А чтобы нас сегодня услышали, нужно говорить четко, внятно и понятно.

Проводится логопедическая чистоговорка:

Са – са – са – рыжая лиса

Су – су - су – живет лиса в лесу

Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы

Все – все – все – знают сказки о лисе.

Игровая ситуация:

Воспитатель: – Дети, а любите ли вы сказки? А какие сказки вы знаете? Я их тоже очень люблю, ведь именно сказка ведет нас в мир волшебных приключений и историй.

— Дети, а откуда берутся сказки? (Их составляют писатели, народ)

Дидактическая игра «Подскажи слово»

Дети подбирают прилагательное по смыслу предложения.

— Если в сказке есть волшебство, то она (волшебная)

— Если в сказке есть загадка, то она (загадочная)

— Если в сказке есть мудрость, то она (мудрая)

— Если в сказке есть чудеса, то она (чудесная)

— Если в сказке есть добро, то она (добрая)

Воспитатель: – Сегодня у нас в группе с самого утра происходят настоящие чудеса, к нам попала вот эта большая шкатулка, а на ней лежало письмо. (Дети проходят к ящику и воспитатель предлагает разместиться вокруг сундука на коврик и зачитывает содержание письма).

Текст письма:

Дорогие мои малыши, я Машеньк

Познавательно-речевое занятие в средней группе.

Цели:

- закреплять навык развернутого связного высказывания

- развивать внимание, диалогическую речь, эмоции, память

- воспитывать доброту, отзывчивость, чувство сопереживания

- развивать логическое мышление

- воспитывать интерес к сказкам

Оборудование: книги, письмо, конверт, ключ из частей, круги из бумаги (размером с детскую стопу, шкатулка, загадки, гимнастические палки, картинки с сюжетами сказок, корзина, стрела, ложки, яйцо, красная шапочка, пирожок, сундук, воздушный шар, книга, музыка для релаксации (звуки леса, мухомор, куст.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите друг на друга и поприветствуйте друг друга улыбкой. Порадуйтесь своим друзьям и хорошему светлому дню.

Воспитатель: Сегодня мы все вместе отправимся в сказочный лес. Нас ожидает необыкновенное путешествие полное загадок и тайн. Скажите, пожалуйста, а откуда берутся сказки.

Дети: Их пишут писатели, сказочники, поэты.

Воспитатель: Правильно. Так давайте вместе отправимся в путешествие по сказкам. Для этого нужно произнести такие волшебные слова:

Ну-ка дверца отворись-

Сказка всем нам покажись!

Звучит музыка (воспитатель проводит релаксацию)

А теперь закроем глазки и представим, что мы в волшебном лесу, слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь в лесу в прекрасный солнечный день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Посмотрите, сколько ярких цветов. Почувствуете аромат цветов. Давайте потянемся к солнышку, согреемся его теплом (поднять руки, потянуться, сделать вдох – выдох). Радуются ему деревья и цветы. Журчит прохладный ручеек. Послушайте, как поют птички. Вдохните свежий лесной воздух, улыбнитесь цветам и деревьям (вдох – выдох, улыбнуться, открыть глаза). Атеперь откройте глазки. Представили волшебный лес? А какие вы знаете сказки, в которых герои попадают в лес?

Дети: «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят»

Воспитатель: Молодцы! Много вы знаете сказок. Ну, а теперь пойдемте дальше. Ой, смотрите, проход закрыт, тропинка завалена большой кипой книг! Как же нам пройти дальше?

Дети: Нужно книги сложить в стопочку.

Воспитатель: Давайте. Книги ведь не могут лежать на земле в лесу? Где у них домик?

Дети: На полке, в библиотеке.

(Дети расставляют книги на полке и находят конверт)

Воспитатель: Смотрите, дети, конверт! А что кладут в конверты?

Дети: Письма, открытки.

Воспитатель: А для чего нужны письма?

Дети: Чтобы поздравить кого-нибудь, пригласить в гости, сообщить что-нибудь важное.

В: Правильно, молодцы! Вот и нам, наверное, кто-то хочет сказать что-то важное! Давайте прочитаем.

(открывают конверт, читают письмо)

Письмо: Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в сказочном лесу! Мне очень нужна ваша помощь. Проказница Пряталка взяла мой волшебный ключик от сундука со сказками. А без него волшебный сундук не открывается. А значит дети больше не смогут читать и слушать сказки. Но она оставила вам подсказку.

От книжной вашей полки

Идите чрез болото,

Шкатулку отыщите,

В шкатулке будет что-то.

А ещё первую часть ключика, ведь ключик волшебный и состоит из нескольких ключей.

Волшебница Сказка.

Воспитатель: Ну что? Готовы перейти через болото (дети идут по кружкам не заступая за края, воспитатель комментирует). Давайте будем аккуратными, не свалитесь.

(Дети переходят через «болото» и находят шкатулку)

В шкатулке загадки и часть ключика.

Ребята, смотрите, в шкатулке загадки. Если мы их отгадаем, то сможем получить вторую часть нашего ключика.

Загадки: Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Семеро козлят)

В названии сказки их имена,

Герои эти — брат и сестра.

Не послушал брат сестрицу,

Из лужицы испил водицы.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Покупала самовар,

А спасал ее комар (Муха-Цокотуха)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)

Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Емеля)

Воспитатель: Молодцы ребята! А вот и следующая подсказка:

Загадки отгадали

Пройдите через лес

Корзинку вы найдите-

Ведь там полно чудес.

(Дети проходят через «лес». Воспитатель держит гимнастическую палку, под ней должны дети пройти низко наклонившись, находят корзину)

Воспитатель предлагает по очереди доставать предметы из корзины и называть их.

Воспитатель: Из какой сказки предмет?

-Три ложки; маленькая, большая и средняя («Три медведя»)

- Стрела («Царевна-лягушка»)

- Пирожок («Маша и медведь»)

- Яйцо («Курочка Ряба»)

- Красная шапочка («Красная шапочка»)

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте возьмем третью часть ключа и прочитаем следующую подсказку:

Перепрыгнув ручеёк – загляните под цветок!

Воспитатель: Давайте перепрыгнем ручеёк. Аккуратно, не намочите ножки. (дети прыгают через «ручей» (гимнастические палки) и находят под цветком часть ключа и следующее задание)

На картинку посмотри –

Сказку ты определи.

(На доске эпизоды сказок)

Воспитатель: Ребята, давайте определим из какой сказки эта иллюстрация.

Дети отгадывают сказку по сюжету. Находят часть ключа и подсказку:

За маленьким кусточком,

Где мухомор растёт,

Под шелковой накидкой

Ваш сундучок живет.

Дети находят сундучок.

Воспитатель: Ребята, а давайте посчитаем из скольких частей состоит наш волшебный ключик?

Дети: Из пяти.

Дети открывают сундук «волшебным ключиком» Из сундука вылетает шарик.

Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Сундучок открыли и все сказки полетели по свету ко всем детям. Смотрите, Волшебница Сказка и о вас не забыла. (В сундуке лежит книга со сказками.) И подарила нашей группе книгу со сказками. Теперь мы сможем познакомиться с новыми произведениями и их героями. Атеперь давайте вернёмся из сказочного леса. Для этого нужно сказать такие волшебные слова:

Сказка дверь свою открой-

И верни нас всех домой.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, так куда мы вместе с вами сегодня отправились? Что вы видели? Что вы делали? А что произошло, если бы мы не помогли Волшебнице Сказке и не открыли сундук? Что случиться если все сказки вдруг исчезнут?

Дети: Будет скучно и грустно. Дети будут плохо засыпать и т. д.

Воспитатель: Здорово, что вы справились со всеми заданиями.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль дыхательной гимнастики в развитии детей дошкольного возраста Дыхательная гимнастика является прекрасным общеукрепляющим средством. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 марта 2024 в 16:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алиева Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД