Алиева Людмила
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
«Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны её вершины.
Удивительное искусство – детская книжка!»
Л. Токмаков.
Публикация «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Художественная литература играет большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям обогащать свою речь сравнениями, метафорами, эпитетами и другими средствами образной выразительности. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия.
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Чтение детям вслух вызывает у них бурные эмоции, оно уносит ребенка прямо в сказку, у него начинает работать воображение. Процесс формирования правильного звукопроизношения у детей начинается с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка. Ведущая роль принадлежит чтецу, нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать ритм, следить за реакцией ребенка. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомят детей, были доступны не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения.
Для малышей второго года жизни полезно, когда текст сопровождается движениями, его проще понять и легче запомнить. Это потешки, стишки с использованием пальчиковых игр. Движения пальцев рук очень хорошо стимулирует головной мозг, особенно ту его часть, которая отвечает за речевое развитие.
В возрасте 2-3 лет нужны книжки с картинками и не загруженные текстом. Это могут быть стихи А. Барто, Маршака или Чуковского, сказки про «Колобка», «Курочку Рябу», «Репку», обязательно сопровожденные цветными картинками. Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения пересказу.
К четырем годам словарный запас уже достаточно широк. В этом возрасте интересны фольклорные произведения, былины, различные сказочные истории. Ребёнок уже может вполне провести четкую границу между правдой и вымыслом. Сам может выдумать продолжение, что развивает его связную речь. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.
Что касается пяти - шестилетних детей, необходимо подбирать хорошие детские книги, пусть они будут как можно более разнообразны по жанру, стилю и сюжетам. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии представить себе практически любую деталь, и ему не потребуются для этого картинки. Они хорошо фантазируют и составляют интересные рассказы.
Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в развитии всех сторон речи детей дошкольного возраста и стимулирует их интеллектуальное развитие.
Приложение 1.
Рекомендации для родителей «Как развивать у ребенка интерес к чтению»
Основная роль в приобщении детей к чтению принадлежит, прежде всего, семье и родителям ребенка. Чтобы привить своему малышу интерес к книгам, необходимо соблюдать ряд несложных, но очень важных правил:
1. В первую очередь необходимо тщательно подойти к выбору подходящей для детского чтения книги:
• Размер книги должен быть не очень большим или маленьким, чтобы ребенку удобно было и самому полистать книгу и рассмотреть картинки.
• Страницы книги должны быть из плотной, качественной бумаги, белого или бежевого оттенка, что является наиболее комфортным для зрения.
• Переплёт в книге может быть твёрдым или мягким, с хорошо прошитыми страницами.
• Книга должна соответствовать требованиям экологической безопасности, она не должна сильно пахнуть типографской краской, не должна оставлять отпечатки краски на руках, что может привести к возникновению аллергии.
• Иллюстрации книги должны содержать яркие, красивые, реалистичные картинки и рисунки, чтобы привлечь и удерживать внимание ребенка к развивающемуся сюжету.
• Содержание книги должно соответствовать интересам и потребностям ребенка, его возрастным особенностям. Изложение текста должно быть увлекательным и доступным для понимания детей.
2. Оформите дома книжную полку с детскими книгами – яркими, красивыми и очень интересными. По возможности, пополняйте её новыми книгами, покупайте и дарите их ребенку на разные праздники. Сначала вы сами будете брать оттуда книги и читать детям. С возрастом ребенок обязательно проявит интерес к ним, будет листать и рассматривать их, а затем и читать самостоятельно.
3. Приучайте ребенка к художественной литературе с самого раннего возраста. Даже дети первого года жизни с удовольствием слушают произведения литературы, особенно в стихотворной форме. Пусть они не в состоянии воспринять в этом возрасте смысл прочитанного, но они получают бесценный опыт живого общения со взрослым, учатся воспринимать и различать звуки, ритмическую структуру нашей речи, различные интонации в голосе своей мамы. Подрастая, малыши начинают понимать и смысл стихов и сказок, развивается их слуховое внимание и память, фантазия и словесно-логическое мышление.
4. Читайте ребенку всегда, когда есть возможность – в очереди в поликлинике, после прогулки, перед обедом, в самолете или поезде. Введите обязательный ритуал чтения перед сном. Каждый вечер, когда ребенок не очень хочет ложиться спать, почитайте ему интересную сказку или рассказ. Это успокоит ребенка и поможет ему быстрее уснуть.
5. По возможности, никогда не отказывайте, если малыш просит почитать ему книгу. Даже если у вас совсем нет времени, хотя бы одну страничку в день.
6. Не бойтесь читать детям длинные произведения, по одной или несколько главе в день, это развивает память и внимательность, поддерживает их познавательный интерес.
Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе "Сундучок сказок"
1
Художественно-эстетическое развитие
1
Мастер-классы
1
Праздники и развлечения
1
Подвижная игра
2
Речевое развитие
3
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.
Задачи:
Развивающие :
· Развивать внимание и память воспитанников посредством выполнения элементов упражнений.
· Развивать речь дошкольников, мышление, творческое воображение, воспитывать интерес к словесному творчеству.
Образовательные:
· Формировать у детей умение передавать содержание сказок с помощью мнемотаблиц.
· Повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных народных сказок, развивать актерские способности, умение внимательно слушать вопросы воспитателя и отвечать на них.
· Формировать навыки образовывать слова-антонимы.
Воспитательные:
· Воспитывать чуткое, доброе отношение к сказочным героям, желание помочь им в трудной ситуации.
· Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Методы и приемы: наглядный (показ картинок, карточек, словесный (художественное слово, беседа, загадывание загадок, рассказ, чтение стихов, вопросы к детям, игровой (сюрпризный момент).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материал и оборудование: игрушка «Машенька», сундучок с письмом, волшебной палочкой, заданиями (карточки на всех детей и карта-схема с героями сказки, мнемотаблица, карточки с загадками).
Предварительная работа: чтение сказок, изучение стихотворений о животных, составление сказок по схемам, загадывание загадок о сказках, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Организация: в ситуации участвуют не более 9 детей.
Краткий ход конструирования образовательной ситуации:
Приветствие:
Воспитатель: (на фоне музыки «Приходите в сказку», дети заходят в группу)
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки
И тепло пойдет по кругу.
Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям. А чтобы нас сегодня услышали, нужно говорить четко, внятно и понятно.
Проводится логопедическая чистоговорка:
Са – са – са – рыжая лиса
Су – су - су – живет лиса в лесу
Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы
Все – все – все – знают сказки о лисе.
Игровая ситуация:
Воспитатель: – Дети, а любите ли вы сказки? А какие сказки вы знаете? Я их тоже очень люблю, ведь именно сказка ведет нас в мир волшебных приключений и историй.
— Дети, а откуда берутся сказки? (Их составляют писатели, народ)
Дидактическая игра «Подскажи слово»
Дети подбирают прилагательное по смыслу предложения.
— Если в сказке есть волшебство, то она (волшебная)
— Если в сказке есть загадка, то она (загадочная)
— Если в сказке есть мудрость, то она (мудрая)
— Если в сказке есть чудеса, то она (чудесная)
— Если в сказке есть добро, то она (добрая)
Воспитатель: – Сегодня у нас в группе с самого утра происходят настоящие чудеса, к нам попала вот эта большая шкатулка, а на ней лежало письмо. (Дети проходят к ящику и воспитатель предлагает разместиться вокруг сундука на коврик и зачитывает содержание письма).
Текст письма:
Дорогие мои малыши, я Машеньк
Познавательно-речевое занятие в средней группе.
Цели:
- закреплять навык развернутого связного высказывания
- развивать внимание, диалогическую речь, эмоции, память
- воспитывать доброту, отзывчивость, чувство сопереживания
- развивать логическое мышление
- воспитывать интерес к сказкам
Оборудование: книги, письмо, конверт, ключ из частей, круги из бумаги (размером с детскую стопу, шкатулка, загадки, гимнастические палки, картинки с сюжетами сказок, корзина, стрела, ложки, яйцо, красная шапочка, пирожок, сундук, воздушный шар, книга, музыка для релаксации (звуки леса, мухомор, куст.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите друг на друга и поприветствуйте друг друга улыбкой. Порадуйтесь своим друзьям и хорошему светлому дню.
Воспитатель: Сегодня мы все вместе отправимся в сказочный лес. Нас ожидает необыкновенное путешествие полное загадок и тайн. Скажите, пожалуйста, а откуда берутся сказки.
Дети: Их пишут писатели, сказочники, поэты.
Воспитатель: Правильно. Так давайте вместе отправимся в путешествие по сказкам. Для этого нужно произнести такие волшебные слова:
Ну-ка дверца отворись-
Сказка всем нам покажись!
Звучит музыка (воспитатель проводит релаксацию)
А теперь закроем глазки и представим, что мы в волшебном лесу, слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь в лесу в прекрасный солнечный день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Посмотрите, сколько ярких цветов. Почувствуете аромат цветов. Давайте потянемся к солнышку, согреемся его теплом (поднять руки, потянуться, сделать вдох – выдох). Радуются ему деревья и цветы. Журчит прохладный ручеек. Послушайте, как поют птички. Вдохните свежий лесной воздух, улыбнитесь цветам и деревьям (вдох – выдох, улыбнуться, открыть глаза). Атеперь откройте глазки. Представили волшебный лес? А какие вы знаете сказки, в которых герои попадают в лес?
Дети: «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Молодцы! Много вы знаете сказок. Ну, а теперь пойдемте дальше. Ой, смотрите, проход закрыт, тропинка завалена большой кипой книг! Как же нам пройти дальше?
Дети: Нужно книги сложить в стопочку.
Воспитатель: Давайте. Книги ведь не могут лежать на земле в лесу? Где у них домик?
Дети: На полке, в библиотеке.
(Дети расставляют книги на полке и находят конверт)
Воспитатель: Смотрите, дети, конверт! А что кладут в конверты?
Дети: Письма, открытки.
Воспитатель: А для чего нужны письма?
Дети: Чтобы поздравить кого-нибудь, пригласить в гости, сообщить что-нибудь важное.
В: Правильно, молодцы! Вот и нам, наверное, кто-то хочет сказать что-то важное! Давайте прочитаем.
(открывают конверт, читают письмо)
Письмо: Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в сказочном лесу! Мне очень нужна ваша помощь. Проказница Пряталка взяла мой волшебный ключик от сундука со сказками. А без него волшебный сундук не открывается. А значит дети больше не смогут читать и слушать сказки. Но она оставила вам подсказку.
От книжной вашей полки
Идите чрез болото,
Шкатулку отыщите,
В шкатулке будет что-то.
А ещё первую часть ключика, ведь ключик волшебный и состоит из нескольких ключей.
Волшебница Сказка.
Воспитатель: Ну что? Готовы перейти через болото (дети идут по кружкам не заступая за края, воспитатель комментирует). Давайте будем аккуратными, не свалитесь.
(Дети переходят через «болото» и находят шкатулку)
В шкатулке загадки и часть ключика.
Ребята, смотрите, в шкатулке загадки. Если мы их отгадаем, то сможем получить вторую часть нашего ключика.
Загадки: Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
В названии сказки их имена,
Герои эти — брат и сестра.
Не послушал брат сестрицу,
Из лужицы испил водицы.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Покупала самовар,
А спасал ее комар (Муха-Цокотуха)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Емеля)
Воспитатель: Молодцы ребята! А вот и следующая подсказка:
Загадки отгадали
Пройдите через лес
Корзинку вы найдите-
Ведь там полно чудес.
(Дети проходят через «лес». Воспитатель держит гимнастическую палку, под ней должны дети пройти низко наклонившись, находят корзину)
Воспитатель предлагает по очереди доставать предметы из корзины и называть их.
Воспитатель: Из какой сказки предмет?
-Три ложки; маленькая, большая и средняя («Три медведя»)
- Стрела («Царевна-лягушка»)
- Пирожок («Маша и медведь»)
- Яйцо («Курочка Ряба»)
- Красная шапочка («Красная шапочка»)
Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте возьмем третью часть ключа и прочитаем следующую подсказку:
Перепрыгнув ручеёк – загляните под цветок!
Воспитатель: Давайте перепрыгнем ручеёк. Аккуратно, не намочите ножки. (дети прыгают через «ручей» (гимнастические палки) и находят под цветком часть ключа и следующее задание)
На картинку посмотри –
Сказку ты определи.
(На доске эпизоды сказок)
Воспитатель: Ребята, давайте определим из какой сказки эта иллюстрация.
Дети отгадывают сказку по сюжету. Находят часть ключа и подсказку:
За маленьким кусточком,
Где мухомор растёт,
Под шелковой накидкой
Ваш сундучок живет.
Дети находят сундучок.
Воспитатель: Ребята, а давайте посчитаем из скольких частей состоит наш волшебный ключик?
Дети: Из пяти.
Дети открывают сундук «волшебным ключиком» Из сундука вылетает шарик.
Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Сундучок открыли и все сказки полетели по свету ко всем детям. Смотрите, Волшебница Сказка и о вас не забыла. (В сундуке лежит книга со сказками.) И подарила нашей группе книгу со сказками. Теперь мы сможем познакомиться с новыми произведениями и их героями. Атеперь давайте вернёмся из сказочного леса. Для этого нужно сказать такие волшебные слова:
Сказка дверь свою открой-
И верни нас всех домой.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, так куда мы вместе с вами сегодня отправились? Что вы видели? Что вы делали? А что произошло, если бы мы не помогли Волшебнице Сказке и не открыли сундук? Что случиться если все сказки вдруг исчезнут?
Дети: Будет скучно и грустно. Дети будут плохо засыпать и т. д.
Воспитатель: Здорово, что вы справились со всеми заданиями.