Светлана Рудакова
Роль художественной литературы в развитии детей — выпускников детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Сопереживая героям рассказа или сказки, ребёнок учится понимать жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Читая дошкольнику книги, мы развиваем мышление и воображение ребенка, обогащаем его эмоциональный мир.
Публикация «Роль художественной литературы в развитии детей — выпускников детского сада» размещена в разделах
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний.
Огромное значение художественной литературы в социально-коммуникативном развитии дошкольника. Сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо, учат нормам поведения. Все это является залогом для позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Важная роль в приобщении детей к миру художественной литературы принадлежит родителям. Поэтому, мы предлагаем примерный список произведений для домашнего прочтения
Круг детского чтения старшего дошкольника богат по составу и содержанию. Сюда входят, прежде всего, произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная детская литература. Кроме того, в круг чтения дошкольников входят произведения современных писателей всего мира.
Русский фольклор
Песенки ( обрядовые: к масленице).
Игровой фольклор (прибаутки, дразнилки, небылицы).
Волшебные сказки
«Василиса Прекрасная»,
«Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо»,
«Семь Симеонов»,
«Снегурочка»,
«Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»,
«Финист – Ясный сокол»,
«Заколдованная королевна»,
«Жар птица и Василиса Царевна»,
«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова,
«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.
Былины
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
«Алеша Попович и ТугаринЗмеевич»,
«Илья избавляет Царьград от Идолища»,
«Илья Муромец и Калин – царь»,
«Как Илья Муромец богатырем стал»,
«На заставе богатырской»,
«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой и др.
Фольклор народов мира. Сказки
«Кот в сапогах»,
«Мальчик – с – пальчик» (фр.);
«Наказанная гордыня»,
«Про трех заколдованных князей» (чеш. нар. ск.);
«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;
«Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;
«Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского;
«Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон;
«Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.
Поэтические произведения
А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр., «На лугу»;
М. Волошин. «Осенью»;
С. Городецкий. «Первый снег», «Весенняя песенка»;
С. Есенин. «Пороша», «Берёза»;
В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);
М. Лермонтов. «На севере диком», «Горные вершины» (из Гёте);
Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);
А. Пушкин. «Птичка», «Унылая пора! Очей очарованье.», «Уж небо осенью дышало», «За весной, красой природы.» (из поэмы «Цыганы», «Зима! Крестьянин, торжествуя.» (из «Евгения Онегина»);
А. Ремизов. «У лисы бал», «Калечина-малечина»;
П. Соловьева. «Ночь и день»;
Ф. Тютчев. «Весенние воды»;
А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок, «Что за вечер.» (в сокр.);
С. Черный. «Перед сном», «Волшебник».
B.Берестов. «Читалочка», «О чем поют воробушки», «Дракон»;
А. Введенский. «Песенка о дожде»;
Ю. Владимииров. «Оркестр»;
Н. Заболоцкий. «На реке»;
Н. Матвеева. «Путаница»;
Э. Мошковская. «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»;
Н. Рубцов. «Про зайца»;
Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;
И. Токмакова. «Кораблик», «Мне грустно.»;
Э. Успенский. «Если был бы я девчонкой», «Страшная история», «Память»;
Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;
Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».
С. Маршак «Тает месяц молодой»,
А. Плещеев «Весна», «Мой садик»,
Б. Заходер «Повара»,
Е. Михайлова «Что такое Новый год»,
Поэтические сказки
П. Ершов «Конек – горбунок»,
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о попе и работнике его Балде»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
К. Чуковский «Бармалей».
Басни поэтические и прозаические
И. Крылов «Ворона и лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська»;
С. Михалков «Аисты и Лягушки», «Слон – живописец», «Соловей и Ворона».
Прозаические произведения русской и зарубежной литературы
В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Оранжевое горлышко»;
В. Гаршин «Лягушка – путешественница»;
Р. Киплинг «Маугли»,
Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке», «Сказочка про козявочку»,
М. Пришвин «Весна в лесу», «Золотой луг»;
С. Аксаков «Аленький цветочек»,
Г, Х, Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Новый наряд короля», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист»;
П. Бажов «Серебряное копытце»;
Бр. Гримм «Бременские музыканты»;
В, Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится», «Тайное становится явным»;
Б. Житков «Как я ловил человечков», «На льдине»;
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»;
Н. Носов «Дружок», «Карасик», «Огурцы», «Фантазеры»;
рассказы о детях Л. Толстого;
А. Куприн. «Слон»;
М. Зощенко. «Великие путешественники»;
К. Коровин. «Белка» (в сокр.);
С. Алексеев. «Первый ночной таран»;
Н. Телешов. «Уха» (в сокр.);
Е. Воробьев. «Обрывок провода»;
Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»;
Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»;
С. Романовский. «На танцах» и др.
Сказки повести
А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «УрфинДжюс и его деревянные солдаты»;
В. Губарев «Королевство Кривых Зеркал»;
А. Милн «Винни – Пух и все – все – все»;
Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос», «Незнайка путешествует», «Незнайка учится»;
Дж. Родари «Приключения Чипполино»;
А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»;
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»;
Я, Экхольм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлсон первая и единственная».
Произведения для заучивания наизусть.
Я. Аким. «Апрель»;
П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;
Е. Благинина. «Шинель»;
Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;
С. Есенин. «Береза»;
С. Маршак. «Тает месяц молодой.»;
Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;
В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка.»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения Онегина»);
Н. Рубцов. «Про зайца»;
И. Суриков. «Зима»;
П. Соловьева. «Подснежник»;
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (и другие на выбор родителей)
Читайте с ребёнком интересные и любимые книги!
Уделяйте детям как можно больше времени и внимания.