Ольга Глинина
Роль художественно-эстетического развития в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Глинина Ольга Николаевна,
квалификационной категории
МБДОУ д/с № 13 г. Куса
Роль художественно-эстетического развития в воспитании
детей дошкольного возраста
"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой
минимальной степени, становится другим,
чем ребенок, подражающий действиям других"
Б. Астафьев
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Художественно-эстетическое развитие является одним из наиболее близких и доступных видов деятельности в детском саду, создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое и необычное.
Изобразительное искусство дошкольников играет ключевую роль в становлении детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Значение воспитания в этом направлении заключается в том, что делает человека благороднее, формирует нравственные и положительные чувства, развивает становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывает у него эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному.
Современный уклад жизни, трудовые и общественные отношения людей, окружающая природа создают все предпосылки для творческого развития детей. В связи с этим в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественного воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всестороннего развития ребенка. Для этого особое внимание следует обратить на художественно-эстетическое воспитание детей уже с раннего возраста, причем воспитывать его не как созерцателя и слушателя, а как активного творца красоты.
В процессе восприятия детьми изобразительного искусства, у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку художественно-творческая деятельность требует от ребенка активных движений во время занятий.
В дошкольном возрасте художественное творчество включает рисование, лепку, аппликацию и конструирование с использованием природного и бросового материала, для составления композиций.
Лепка – очень увлекательное занятие! Для того, чтобы вылепить какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму. С каким удовольствием дошкольники разного возраста занимаются этим делом, стараясь вложить всю душу в свое «произведение искусства».
Дети придумывают различные новые образы или воспроизводят знакомые, учатся сочетать цвета, знакомятся с разными формами предметов. При разминании пластилина происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах рук, что помогает ребенку лучше узнать окружающий мир, развить воображение и реализовать творческий потенциал.
Работа с пластилином для детей — важный этап их развития. Большинство родителей даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение во всестороннем развитии ребенка, как в техническом плане, так и психологическом.
Начиная с самого раннего возраста, дети уже охотно лепят. Сначала только палочки и комочки, затем процесс усложняется, и пластилиновые комочки и палочки соединяются в одну композицию. Дети учатся отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прикреплять их к основе. Ребятам нравится экспериментировать с пластилином, смешивать его и знакомиться с основными видами цвета - «вот полетели по дорожке осенние разноцветные листочки, пошел белый пушистый снежок, солнышко направляет свои лучики в разные стороны или тучка заплакала капельками дождя».
В лепке из пластилина используются и другие материалы: горох, фасоль, крупу, макароны разной формы и цвета, пуговицы и многое другое. Сам процесс лепки вызывает у детей неподдельный интерес и восторг.
В старшем дошкольном возрасте кроме пластилина применяются различные пластичные материалы – соленое тесто и глина. Дети придумывают поделку и дополняют её более сложными элементами. Например, ковёр из переплетенных пластилиновых жгутиков, украшенных разными по форме и цвету листьями и цветами; печенье для мамочки из соленого теста, запечённое в духовке и раскрашенное разноцветными красками. Немного воображения и «шедевр» готов.
Лепка - лишь одно из средств художественного развития дошкольников, а комплексное сочетание разнообразных средств и форм, которые направлены на развитие у детей творческих способностей, делает процесс воспитания более плодотворным и интересным.